Региональный конкурс «р_а» «Российского фонда фундаментальных исследований» 2018 – Новосибирская область, №18-411-540007.
Исполнители:
Руководитель НИР, старший научный сотрудник, к.с.н. – Харченко И. И.,
научный сотрудник – Арсентьева Н. М.
научный сотрудник – Братющенко С. В.
старший преподаватель НГУ – Бусыгин С.В.
старший научный сотрудник, к.э.н. - Гвоздева Г. П.
старший научный сотрудник, к.с.н. – Гвоздева Е. С.
младший научный сотрудник – Калашникова К.Н.
доцент НГТУ, к.э.н. – Низовкина Н.Г.
инженер 1 категории – Полянская М.Н.
заместитель директора СУНЦ НГУ – Сулейманова Ф.Г.
Цели, задачи и методы:
Цель - изучение особенностей процесса конвертации человеческого потенциала молодежи в человеческий капитал на региональном уровне; оценка результатов этого процесса с точки зрения глобальных вызовов; разработка системы индикаторов и оценок для характеристики этих процессов.
Задачи:
1) Разработать теоретическую схему процесса конвертации человеческого потенциала молодежи в человеческий капитал; выявить факторы, влияющие на осуществление конкретных траекторий этого процесса на региональном уровне. Дифференцировать и типологизировать выделенные факторы.
2) Описать результаты формирования человеческого потенциала молодежи с точки зрения способности и подготовленности (компетенции) и готовности и желания (мотивация) к определенным видам деятельности, главным образом к труду и непрерывному образованию.
3) Охарактеризовать образовательное и трудовое (реальное и прожективное) поведение молодежи в контексте системы ценностей и жизненных установок (с помощью вторичного анализа данных мониторинга студентов и старших школьников).
4) Выявить представления социума об успешных или неуспешных траекториях жизненного самоопределения и профессиональной самореализации в современной социальной реальности; о качествах работника, адекватных глобальным вызовам. Охарактеризовать этот процесс набором индикаторов.
5) Выявить факторы, влияющие на успешность процесса конвертации человеческого потенциала молодежи в человеческий капитал с позиции индивида, общества и экономики; найти эмпирическое подтверждение в моделях поведения молодежи.
6) Анализ тенденций в системе общего и профессионального образования и на рынке труда в целом и в его локально-территориальных сегментах, оценка их соответствия глобальным вызовам.
7) Изучение стартовых возможностях и целей самоопределения молодежи в современном обществе, степень его конфликтности с точки зрения индивида, экономики и общества, роль системы образования в этом процессе.
Основными задачами исследования на 2018 год являлись:
1) Создание теоретико-методологического задела по теме проекта на весь период работы: изучение существующих в мировой науке подходов, концепций взаимосвязи человеческого потенциала и человеческого капитала; изучение вопросов и проблем включения молодежи в общество, изучение существующих тенденций по формированию кадровой базы современной экономики на опыте различных субъектов Федерации и зарубежных стран, изменений в сфере профессионального образования и подготовки кадров; изучение основных (существующих в мировой практике) социальных и управленческих механизмов и практик взаимодействия отраслей экономики и системы образования; сбор и анализ статистической информации о развитии системы формального и дополнительного образования в РФ и субъектах Федерации (с акцентом на сравнении с Новосибирской областью), изучение нормативно-правовых документов (законов, распоряжений, постановлений органов власти разного уровня), отражающих изменения в системе образования и сфере труда.
2) Конкретизация и уточнение общей программы исследования. Разработка нескольких видов инструментария исследования («Гайд для проведения фокус-группы», «Анкета для опроса населения», схемы полуформализованных интервью с экспертам и др.).
3) Вторичный анализ созданной в 2014-2017 гг. эмпирической базы для изучения современных процессов в системе общего и профессионального образования (на данных анкетных опросов школьников и студентов).
4) Подготовка и организация социологического обследования экономически активного населения в нескольких муниципальных районах, малых городах и городской агломерации Новосибирской области. Предварительно - проведение пилотажных фокус-групп и пилотажного опроса населения. Корректировка инструментария.
5) Отбор участников и проведение фокус-групп. Экспертный опрос в местах проведения фокус-групп и опроса населения (представители служб занятости, администрации, отделов труда и образования, профессионального образования).
6) Проведение анкетного опроса населения, систематизация и обработка данных.
7) Обобщение материалов вторичного анализа данных, данных фокус-групп и экспертного опроса. Получение представления о механизмах и результатах формирования человеческого потенциала молодежи. Обозначение траекторий конвертации человеческого потенциала молодежи в человеческий капитал. Выяснение факторов, влияющих на успешность процесса конвертации.
8) Участие в научно-практической конференции (конференциях).
9) Подготовка публикаций, написание научного отчета по результатам первого года работы над проектом.
Планируются командировки (до 15 выездов) по районам Новосибирской области для сбора эмпирической информации. Также выезды в другие города для участи в научных конференциях.
Результаты:
В 2018 году участники Проекта подготовили 5 докладов (с презентациями и ссылкой на проект РФФИ совместно с Правительством Новосибирской области) и выступили на научных конференциях:
1. XXIII международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики», 10-14 сентября 2018 г., г.Алушта. Организаторы: Научно-технический союз Крыма, Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма, Инженерный институт Казанского (Приволжского) федерального университета и др.:
1.1. Харченко И.И. – выступление с устным докладом «Академическая, исследовательская и социальная вовлеченность студенчества с позиции целей инновационного развития экономики и укрепления гражданского общества (на примере вузов и колледжей Новосибирской области)» на первом пленарном заседании «Роль инноваций в устойчивом развитии государства и региона».
1.2. Калашникова К.Н. – выступление с устным докладом «Музеи как средство образования и воспитания в 21 веке: между традицией и инновацией»на первом пленарном заседании «Роль инноваций в устойчивом развитии государства и региона.
2. XVIII Международная научная конференция «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения», 20-21 декабря 2018 г., Москва. Организаторы: Министерство науки и высшего образования РФ, РЭУ им. Г.В.Плеханова, ИНИОН РАН, ВЭО России, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г.Столетовых.
2.1. Харченко И.И. – выступление с устным докладом «Образовательные интересы и профессиональная ориентация старшеклассников: динамика, условия, факторы» на Секции «Цифровая трансформация науки и высшего образования в контексте Национальной технологической инициативы и Стратегии научно-технологического развития России»
2.2. Гвоздева Е.С. (соавторы Гвоздева Г.П., Калашникова К.Н., Полянская М.Н.) – выступление с устным докладом «Оценка человеческого капитала и стратегии социально-экономического развития в разных типах регионов РФ» на Секции «Регионы и города России: стратегии модернизации и их воплощение в проектах инновационного и технологического развития»
3. Международная конференция Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники, 13-16 ноября 2018 г., г.Барнаул. Организатор ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет».
3.1. Сулейманова Ф.Г. (соавтор И.И.Харченко) – выступление с устным докладом «Образовательный потенциал старшеклассников и условия его формирования в школах Новосибирской области» на Секции «Психолого-педагогические проблемы образования».
С 6 по 11 ноября 2018 г. на территории Маслянинского района (р.п. Маслянино, с. Малая Томка, с. Мамоново) и с 27 ноября по 16 декабря 2018 г. в Искитимском районе:
1) Проведен опрос экономически активного населения в возрасте 18-45 лет по анкете «Человеческий потенциал и социальное самочувствие населения».
2) Проведен опрос родителей школьников по анкете «Возможности развития личности школьников и их жизненные перспективы».
3) Проведены 15 интервью с экспертами – представителями органов управления, учреждений образования, службы занятости населения, работодателями.
4) Проведены 4 фокус-группы: две фокус-группы со специалистами («белые воротнички»), одна фокус-группа с квалифицированными рабочими («синие воротнички»), одна фокус-группа с предпринимателями малого бизнеса.
Участники экспедиции в Маслянинском районе: Харченко И.И., Арсентьева Н.М., Калашникова К.Н., Сулейманова Ф.Г., Новогранова Е.Г. В разработке инструментария и его пилотаже помимо членов экспедиционного отряда участвовали Гвоздева Г.П., Братющенко С.В., Полянская М.Н.
Участники экспедиции в Искитимском районе: Харченко И.И., Калашникова К.Н., Сулейманова Ф.Г., Полянская М.Н., Анисимов Р.С., Гвоздева Е.С.
Также проведены 2 фокус-группы в Новосибирске с выпускниками новосибирских вузов, прошедших зарубежные стажировки.
Информация о предыдущем этапе исследования доступна по ссылке.