Окончила в 1977 г. экономический факультет Новосибирского государственного университета по специальности экономическая кибернетика; кандидат социологических наук (с 2007 г.) В ИЭОПП СО РАН работает с 1984 г., с 2003 г. в должности старшего научного сотрудника. Специалист в области социологии образования и социологии молодежи: изучение процессов модернизации системы общего и профессионального образования, образовательных и профессиональных стратегий учащейся и работающей молодежи и др. Помимо базовых проектов по исследовательским программам отдела социальных проблем систематически задействована в проектах общеинститутского уровня. Имеет большой опыт руководства временными творческими коллективами по темам грантов и хоздоговоров, а также социологическими экспедициями. В период с 2012 по 2018 гг. она была руководителем 5 проектов, поддержанных РГНФ и Администрацией Новосибирской области, Президиумом СО РАН и ИЭОПП – 2 исследовательских проектов и 3 экспедиционных. С 2008 г. по н/в осуществляла руководство 4-мя аспирантами очной и заочной формы обучения.
Является членом Российского общества социологов, Международной социологической ассоциации, Европейской социологической ассоциации, на хорошем уровне владеет английским языком. Имеет 157 печатных работ. За последние 5 лет ею были опубликованы 34 научные работы, в том числе 7 статей в рецензируемых журналах списка ВАК и иностранном журнале. Имеет авторскую монографию: Харченко И.И. «Современная молодежь Сибири: образовательные и профессиональные стратегии» (Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008 (31,2 п.л.)
Научные интересы |
человеческий потенциал, учащаяся молодежь, население, самоопределение, рынок труда, молодые ученые и инноваторы, ценности, социально-культурные факторы |
Участие в работах по плану НИР в текущем году | Проект 5.2.1.3. (0260-2021-0001) Акторы, драйверы, последствия социальных изменений в современном обществе: теория и эмпирика исполнитель (2020-2025) |
Публикации последних лет |
Калашникова К.Н., Новогранова Е.Г., Харченко И.И. Функции школьных музеев Новосибирской области: между образованием и культурой // Мир экономики и управления. - 2018. - Т. 18, вып. 2. - С. 153-167. Харченко И.И. Академическая, исследовательская и социальная вовлеченность студенчества с позиции целей инновационного развития экономики и укрепления гражданского общества (на примере вузов и колледжей Новосибирской области) // Проблемы и перспективы инновационного развития экономики : материалы XXIII междунар. науч.-практ. конф. г. Алушта, 10-14 сент. 2018 г. / [ред. совет.: Я.И. Барков и др.] ; Науч.-исслед. ин-т сельского хоз-ва Крыма, Инженерный ин-т Казанского (Приволжского) фед. ун-та, Науч.-технич. союз Крыма [и др.]. - Симферополь : АРИАЛ, 2018. - С. 75-83. Kharchenko I.I. Models for human development of the Russian youth in the region: necessary conditions and incentives // ESA 2017. (Un)Making Europe: Capitalism, Solidarities, Subjectivities : 13th Conference of the European Sociological Association. Athens, Greece, 29 Aug. - 01 Sept. 2017 [Electronic resource]. - Athens : ESA, 2017. - Mode of access (13.09.17):. Новогранова Е.Г., Харченко И.И. Информационные ресурсы получения знаний, предоставляемые образовательной средой // Социальные процессы в современной Западной Сибири : сб. науч. тр. Вып. 17 / [науч. ред. Ю.В. Табакаев] ; М-во обр. и науки РФ, М-во обр. и науки Респ. Алтай, Г.-Алтайский гос. ун-т, Г.-Алтайский филиал Алтайского отд-я РФО. - Горно-Алтайск : БИЦ ГАГУ, 2017. - С. 110-115. Низовкина Н.Г., Харченко И.И. Формирование профессиональной мотивации и востребованных компетенций у будущих инженеров // Современный ученый. - 2017. - № 7. - С. 172-176. |
Идентификаторы в российских и международных базах данных |
|
Иные виды деятельности |
член Российского общества социологов, Международной социологической ассоциации, Европейской социологической ассоциации |
Гранты, исследовательские проекты |
2011-2012 гг. Проект РГНФ при паритетном финансировании Правительства Новосибирской области «Спрос и предложение на региональном рынке услуг дополнительного профессионального образования» № 11-13-54001 а/т; 2012 г. Экспедиционный проект Президиума СО РАН «Включенность трудоспособного населения в непрерывное образование и его результативность». Постановление Президиума СО РАН от 15.03.12 № 100; 2014 г. Экспедиционный проект «Выявление возможностей образовательной среды для развития человеческого потенциала молодежи (на примере районов Новосибирской области)» (по Плану НИР ИЭОПП); 2015 г. «Вектор изменения системы профессионального образования и возможности формирования компетенций выпускников (на примере г.Новосибирска и районов области)» (по Плану НИР ИЭОПП); 2015-2016 гг. Проект РГНФ №15-13-54001 «Модели развития человеческого потенциала молодежи региона: необходимые условия и стимулы». |
Кандидатская диссертация |
Формирование и реализация образовательных и профессиональных стратегий современной молодежи (ИЭОПП СО РАН, 2007) |
Электронный адрес |
kharchen@ieie.nsc.ru |
Контактный телефон (рабочий) |
+7-383-3301425 |
Предпочитаемая форма связи |
|