Новосибирская экономико-социологическая школа

Начало формированию Новосибирской экономико-социологической школы было положено в конце 1960-х годов, когда в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР по инициативе Абела Гезевича Аганбегяна был создан (1967 г.) отдел социальных проблем (труда и формирования трудовых ресурсов), руководителем которого назначена д.э.н. Татьяна Ивановна Заславская. Поставленная перед подразделением масштабная задача изучения миграции сельского населения Сибири в города потребовала объединения научного потенциала различающихся тематическими интересами групп исследователей, освоения социологами математических методов анализа данных, создания комплексной методологии исследования села и систематического проведения социологических обследований населения как в селе, так и в городе. Выполнение этого и других крупных исследовательских работ консолидировало научный коллектив, содействовало формированию высоких требований к методологической культуре, качеству научного продукта – стандартов научной работы, заданных Т.И. Заславской и её ближайшими сподвижниками – Р.В. Рывкиной, В.А. Калмык, З.В. Куприяновой, Ф.М. Бородкиным, В.Д. Смирновым, В.И. Герчиковым и др.

Идея совершенствования социального механизма советской экономики как условие её развития, высказанная  Т.И. Заславской в начале 1980-х годов, опиралась на результаты основных направлений исследований, которые велись в отделе социальных проблем: миграция населения, изучение села, социально-территориальная структура, социальная демография, использование времени населением, трудовые отношения, социально-экономическая дифференциация. Взаимодействие экономической и социальной сфер общества, экономических и социальных процессов был заявлен Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной как объект новой для отечественной социологии отрасли – экономической социологии. Позиционирование экономической социологии произошло в апреле 1983 г. в Новосибирском Академгородке  на всесоюзном научном семинаре, проведенном ИЭОПП. Система научных задач экономической социологии была изложена в докладе Т.И. Заславской «О совершенствовании производственных отношений социализма и задачах экономической социологии», получившем широкую известность как «Новосибирский манифест». Решение этих задач было и остается руководством к действию для сотрудников отдела социальных проблем – который составляет  ядро Новосибирской экономико-социологической школы.

Характерными чертами Школы являются:

  • Междисциплинарность (работа на стыке социологии и экономики);
  • Стремление к комплексному, системному изучению социальных объектов;
  • Погруженность в социально-экономическую практику Сибири и её регионов, регулярные социологические экспедиции;
  • Нацеленность исследований на наиболее острые и актуальные  проблемы общественного развития;
  • Сочетание социологических, статистических и математических методов исследования.[1]

 Ученые, возглавлявшие отдел после отъезда акад. Т.И. Заславской в Москву, ‑ д.э.н. Фридрих Маркович Бородкин (1988-1995 гг.), д.с.н. Земфира Ивановна Калугина (1995-2008 гг.), к.с.н. Татьяна Юрьевна Богомолова (с 2008 г. по н/в) – поддерживали и поддерживают сложившиеся в коллективе направления и традиции научных исследований, содействовали развитию Школы и нацеливали сотрудников на изучение актуальных в современном контексте социальных проблем, задавали оригинальный ракурс и/или формат их рассмотрения.

Опубликованы три коллективные монографии под рубрикой «Исследования Новосибирской экономико-социологической школы»[2]. Инициатором и интегратором авторских коллективов монографий, в которые входили не только сотрудники отдела, но и рассредоточенные по стране и миру представители НЭСШ, была З.И. Калугина, а ответственным редактором монографий наряду с новосибирскими коллегами – Т.И. Заславская.

Получившие признание профессионального сообщества социологические теоретические разработки НЭСШ – концепция социального времени (В.А. Артемов), социология адаптаций (Л.В. Корель), теория раздаточной экономики (О.Э. Бессонова), теория институциональных матриц (С.Г. Кирдина), экономико-социологическая концепция свободы в трансформирующемся обществе (М.А. Шабанова) - получают новое развитие, а также дополняются: опубликованы опирающиеся на идею социального механизма работы, где представлены концепция сельских хозяйственных укладов (О.П. Фадеева, 2014 г.), структурно-генетический подход к исследованию трансформационных процессов в сфере семьи (А.Р. Михеева, 2013 г.); предложена российская версия междисциплинарного направления – социоэкономика (М.А. Шабанова, 2012).

В настоящее время в фокусе исследований отдела социальные изменения в России в первой четверти XXI века, осуществляется анализ социальных институтов, практик и групп в контексте глобальных, национальных и региональных вызовов. Ключевой вопрос: В какой мере, в каких формах и при каких условиях в России человек становится субъектом социальных изменений? Основные направления исследований соответствуют традиционному тематическому «репертуару» НЭСШ, но отражают современную актуальность – социальная, демографическая и продовольственная безопасность России и сибирских регионов; социально-трудовые практики и сознание субъектов модернизирующегося общества и экономики; трансформация институциональных порядков; модернизация труда и частной жизни; формирование новых социально-экономических неравенств.

Сотрудники отдела, как это принято в НЭСШ, держат руку на пульсе Сибири, отслеживая основные параметры социальной жизни региона в ходе регулярных социологических обследований и экспедиций, которых за последние пять лет было проведено около десятка. Традиционная для Школы междисциплинарность увеличила «размерность», когда в 2009-2014 гг. сотрудники отдела стали участниками двух междисциплинарных  интеграционных проектов  СО РАН (один из которых был посвящен оценке социальных рисков развития человеческого потенциала населения Сибири; второй – анализу перспектив и угроз трансграничного сотрудничества в Восточной и Западной Сибири) и программы РАН по проблемам и перспективам экономики и социологии знаний. В период 2020-2022 годов социологи принимали участие в реализации ИЭОПП СО РАН крупного научного проекта конкурса Минобрнауки «Социально-экономическое развитие Азиатской России на основе синергии транспортной доступности, системных знаний о природно-ресурсном потенциале, расширяющегося пространства межрегиональных взаимодействий».

Ключевые результаты исследований Школы за 2000-е годы были представлены на Симпозиуме им. Т.И. Заславской «Социальные вызовы экономическому развитию», проведенном РАНХиГС совместно с ИЭОПП СО РАН в мае 2014 г. в Новосибирске. С 2017 года ИЭОПП СО РАН И НГУ проводят Новосибирские научные чтения памяти академика Т.И Заславской по созвучной исследованиям НЭСШ темам  – «Взаимодействие социальных и экономических процессов в обществе: вызов современности и перспективы исследования» (2017 г.), «Социальные отношения и практики в контексте разнообразия неравенств и мобильностей» (2019 г.), «Российское общество сегодня: устойчивость и динамика в социальных процессах и структурах» (2022 г.).

Наряду с отделом социальных проблем другим важным элементом формирования и развития НЭСШ является экономический факультет Новосибирского государственного университета, где традиционно преподают ведущие сотрудники отдела. На экономическом факультете НГУ в 1976 г. была создана социологическая специализация для студентов 4-5 годов обучения,  в осеннем семестре 1982 г. Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной  впервые в стране прочитан курс «Экономическая социология», в 1989 г. при содействии Т.И. Заславской усилиями Р.В. Рывкиной и её учеников созданы  кафедра общей социологии и социологическое отделение. В настоящее время именно кафедра и отделение, отметившие в 2014 г. своё 25-летие, представляют собой действенный механизм трансляции идей и принципов исследовательской работы НЭСШ, сохранения традиции комплексного изучения социальных и экономических процессов.

К концу 1980-х НЭСШ стала фактом реальности, а с середины 1990-х обозначение «новосибирская социологическая школа»  прочно вошло в научный и публицистический оборот, в российских социологических словарях и энциклопедиях, как правило, размещается статья «Новосибирская экономико-социологическая школа»[3]. Вклад НЭСШ в развитие отечественной экономической социологии и социологии вообще в профессиональном сообществе оценивается высоко[4]. Помимо саморефлексии, осуществляемой членами НЭСШ[5], Школа как особый феномен изучается другими исследователями:  оцениваются этапы её развития, сильные и слабые стороны, радужные и не очень перспективы развития[6].

Но принадлежность к НЭСШ никогда не определялась только лишь географией, пропиской «учителя и учеников». Когда Заславская жила и работала в Новосибирске, её аспиранты и аспиранты других ведущих сотрудников отдела, приехавшие из разных точек Сибири, участники социологических экспедиций отдела, многие студенты экономического факультета НГУ, выбравшие социологическую специализацию, завершив обучение и разъехавшись по стране, считали и считают себя учениками Заславской и/или говорят о своей принадлежности к НЭСШ. После отъезда Т.И. Заславской в Москву в 1988 г. развитие Школы не остановилось, поскольку этим талантливым ученым и человеком был создан коллектив с сильным научным потенциалом и механизмом воспроизводства традиций и принципов научной работы, тем более что интеллектуальная и человеческая связь Школы с лидером не прерывалась до последнего. Разработанные Татьяной Ивановной Заславской оригинальные концепции и теории определяли основные этапы в развитии Школы, становились и останутся источником идей для формирования новых направлений исследований, проводимых её учениками и единомышленниками, в какой бы точке планеты они сейчас ни жили. А отдел социальных проблем ИЭОПП СО РАН и кафедра общей социологии экономического факультета НГУ видят свою миссию в выполнении функции научного и организационного ядра Новосибирской экономико-социологической школы.

 

Подготовлено
Т.Ю. Богомоловой
Январь 2015 г.

Дополнено
Т.Ю. Богомоловой
Ноябрь 2022 г.



[1] Калугина З.И., Бессонова О.Э., Богомолова Т.Ю., Шабанова М.А. Исследования новосибирской социологической школы: от истоков до наших дней // Регион: экономика и социология. ‑ 1997. ‑ № 4. ‑ С.3-17.

[2] Социальная  траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. - Новосибирск: Наука, Сиб. предприятие РАН, 1999. - 736 с. Россия, которую мы обретаем / Отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. - Новосибирск: Наука, 2003. - 728 с. Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина, О.Э. Бессонова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - 748 с.

[3] Бессонова О.Э., Шабанова М.А. Новосибирская экономико-социологическая школа // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. М., 2003 г.

[4] Фирсов Б.М. История советской социологии 1950-х – 1980-х годов: Курс лекций. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001. Якубович В., Ярошенко С. Экономическая социология в России // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 140-145. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Эмблематика интерактивности: метадисциплинарный дискурс социологического сообщества Новосибирского Академгородка // Образование в Сибири. Журнал теоретических и прикладных исследований. Специальный выпуск. Барнаул, 2000. С. 56 – 64. Котельникова З.В. Новосибирская экономико-социологическая школа // Экономическая социология. – 2004. ‑ Т. 5. ‑ № 1. ‑ С. 91-104.

[5] Богомолова Т.Ю. Новосибирская экономико-социологическая школа Т.И. Заславской – феномен места // ЭКО. ‑ 2014. ‑ № 5. ‑ С. 15-26. Калугина З.И. Аграрные исследования Новосибирской экономико-социологической школы: традиции и новации // ЭКО. ‑ 2014. ‑ № 5. ‑ C. 40-55. Богомолова Т.Ю. От «Распределения по труду в колхозах» до исследований социально-экономического неравенства в российском обществе эпохи глобализации: линия НЭСШ // ЭКО. ‑ 2014. ‑ № 5. ‑ С. 69-90. Кирдина С.Г. Об институциональных предпосылках создания некоторых институциональных теорий в рамках Новосибирской экономико-социологической школы // Социально-политические науки. ‑ 2013. ‑ № 3. ‑ С. 51-56. Калугина З.И. Новосибирская экономико-социологическая школа на переломе эпох: ответы на вызовы времени // Регион: экономика и социология. ‑ 2008. ‑ № 2. ‑ С. 68-85. Кирдина С.Г. Импорт концепций, прежние подходы или новые самостоятельные теории? (О состоянии фундаментальных исследований в российской социологии)// Социологические исследования. ‑ 2001. ‑ № 8. ‑ С. 35-40. Бессонова О.Э., Шабанова М.А. Новосибирская экономико-социологическая школа // Социологические исследования. ‑ 2000. ‑ № 8. ‑ С. 79-88. Новосибирская социологическая школа: установка на модернизацию экономики и общества. Беседа с академиком Т.И. Заславской // Экономика и организация промышленного производства. ‑ 1998. ‑ № 6. Калугина З.И., Бессонова О.Э., Богомолова Т.Ю., Шабанова М.А. Исследования новосибирской социологической школы: от истоков до наших дней // Регион: экономика и социология. - 1997. - № 4. - С. 3-17. Davydova I. Die Novosibirsker Soziologische Schule: Aufstieg und Niedergang eines regionalen sozialwissenschaftlichen Zentrums // Oswald Ingrid, Possekel Ralf, Stykow Petra, Weilgohs Jahn (Hg.). Sozialwissenschaft in Rusland. Bd. 2. Berlin, 1997. S. 151-172.

[6] Радаев В.В. Все будет хорошо? Критические заметки на полях статьи О.Э. Бессоновой и М.А. Шабановой «Новосибирская экономико-социологическая школа» // Экономическая социология. ‑ 2000. ‑ Т. 1. ‑ № 2. С. 83-84. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Новосибирская экономико-cоциологическая школа: взгляд со стороны // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Вып. III. Новосибирск, 2001. ‑ С. 55–67. Котельникова З.В. Новосибирская экономико-социологическая школа // Экономическая социология.‑ 2004 ‑ Т. 5. ‑ № 1. ‑ С. 91-104. Тюгашев Е.А. Новосибирская экономико-социологическая школа: гендерный ракурс // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Вып. XII / Под ред. М.В. Удальцовой. Новосибирск, 2010. ‑ C. 23-32.