В Новосибирске завершил свою работу форум «Азиатская Россия — пространство прорывного развития». Его участники считают, что при выполнении ряда условий Новосибирск может стать одним из центров экономического развития страны.
В новосибирском Академгородке прошел Академический Стратегический Форум «Азиатская Россия — пространство прорывного развития». Как отмечают сами организаторы, подобные мероприятия, с обсуждением подходов к решению ключевых проблем социально-экономического развития Сибири, в советскую эпоху проводились регулярно, обычно — раз в пять лет. Но после 1985 года наступила длительная пауза, которую удалось прервать лишь этим форумом.
За прошедшие годы многое изменилось, экономическое развитие не определяется пятилетними планами, поменялись многие приоритеты. Но задач, или, как принято сейчас говорить, вызовов, перед экономикой и руководством макрорегиона меньше не стало. О наиболее важных из них — в материале «Континента Сибирь».
«Роль Новосибирска как связующего звена между азиатскими регионами и Европейской Россией надо учитывать при долгосрочном планировании»
Директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (главного организатора форума), академик РАН ВАЛЕРИЙ КРЮКОВ рассказал «Континенту Сибирь» об итогах прошедшего мероприятия и о вызовах, стоящих перед городом.
— Валерий Анатольевич, могли бы вы рассказать, о каких вызовах шла речь на Академическом форуме, какие стратегии ответа на них предлагает наука?
— Для ответа на этот вопрос надо совершить небольшой экскурс в прошлое, потому что не все вызовы, или задачи, которые надо решать, являются новыми. Некоторые сопровождают город на протяжении всей его истории. Он возник и получил импульс к развитию как город, расположенный на пересечении важных транспортных путей. В 1915 году российский ученый, сын знаменитого путешественника Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский создал карту направлений развития производительных сил Российской империи, которая висит в моем кабинете. На ней территория страны поделена четырьмя квадратами, один из них — Западная Сибирь, центром которого фактически является наш город. Именно этот квадрат обеспечивает жесткость и устойчивость всей конструкции, а сам Новосибирск — это хаб, который объединяет и концентрирует ресурсы для развития территорий в Азиатской части России. С того времени прошло более века, но Новосибирск остается важнейшим транспортным хабом восточной части страны.
Начиная с конца 1930-х годов Новосибирск стал превращаться в один из главных военно-промышленных центров страны. Здесь был сосредоточен ряд крупных оборонных предприятий, а институты Сибирского отделения РАН на начальном этапе в значительной степени были нацелены на решение задач, связанных с их работой. Этот курс продолжался вплоть до начала 90-х годов прошлого века. Здесь производился широкий спектр военной техники и боеприпасов, что обеспечивало развитие промышленности города. Но у медали была и обратная сторона: Новосибирск был очень мало задействован в других отраслях экономики, а сами предприятия ВПК были частью сложных технологических цепочек, протянувшихся через всю страну. И когда эти цепочки стали рушиться, объем гособоронзаказа упал, выяснилось, что наши заводы плохо приспособлены для выпуска гражданской продукции, они созданы под определенную экономическую систему и не могут сами по себе «вписаться в рынок». Проблема так и не была решена, хотя попытки и предпринимались, и уход от этого перекоса в сторону «оборонки» — еще один вызов, который уже несколько десятилетий стоит перед городом, мешая его полноценному развитию.
Ну и, конечно, время ставит перед нами новые задачи. Прежде всего, выстраивание новых производственно-экономических цепочек. Нам необходим более комплексный подход к освоению природных богатств, как с точки зрения увеличения доли локализации в их переработке (в соответствии с особенностями самих ископаемых), так и с точки зрения научно-производственного обеспечения данных процессов. Это не умозаключения кабинетного теоретика — я много изучал, как схожие задачи решают в мире, в частности, в Норвегии, где научно-техническое обеспечение добычи полезных ископаемых играет большую роль в экономике. И Новосибирск вполне может занять свое достойное место в этом процессе.
Хочу отметить, что мы не просто фиксируем задачи, встающие перед экономикой, уже третий год ведется работа по выработке стратегий их решения в рамках мегагранта-«стомиллионника», где головной организацией выступает наш институт. Грант называется «Социально-экономическое развитие Азиатской России на основе синергии транспортной доступности, системных знаний о природно-ресурсном потенциале, расширяющегося пространства межрегиональных взаимодействий». И мы уверены, что Азиатская Россия имеет все предпосылки стать одним из драйверов социально-экономического развит
— Сейчас много говорят про «азиатский разворот» России. Чем он обусловлен? Только внешнеполитической конъюнктурой?
— На самом деле причины более фундаментальные. Центр мировой экономики сдвигается именно в Азию — это глобальный процесс, который протекает независимо от очередного пакета антироссийских санкций. А значит, роль Новосибирска как связующего звена между азиатскими регионами и Европейской Россией надо учитывать при долгосрочном планировании. Это и подразумевается, когда мы говорим о географическом положении как одном из конкурентных преимуществ Новосибирска.
— Когда говорят о конкурентных преимуществах Новосибирска, часто упоминают его интеллектуальный потенциал. Вы с этим согласны?
— Потенциал, безусловно, мощный. Но чтобы он сыграл свою роль, надо учитывать один важный фактор. Новосибирск ведь стал научно-техническим центром Сибири не только потому, что здесь были Академгородок, много сильных вузов и мощных заводов. На протяжении десятилетий здесь в управленческой среде преобладали люди с инженерно-техническим «бэкграундом». И они решали задачи не только развития города и области. Отсюда велось, в частности, планирование Карских экспедиций, обеспечивавших работу Северного морского пути на начальном этапе его становления. Здесь фактически был центр решения задач экономики Сибири — развития Кузбасса, Приангарья и так далее. Наш институт во многом обеспечивал научную составляющую этой работы. В последнее время управленческий слой региона сильно изменился, это заметно в том числе, когда участвуешь в процессе обсуждения каких-то стратегических вопросов. И это, по сути, еще один вызов, стоящий сегодня перед нами, — необходимо вновь увеличить долю специалистов по конкретным областям знания во власти, чтобы эффективно решать те задачи, о которых я говорил ранее. В противном случае стратегические ориентиры и города, и Сибири определяются исключительно видением бизнес-сообщества, что явно недостаточно.
«Первый шаг — определить ключевые точки роста для экономики Новосибирской области»
Понимание упомянутых вызовов, необходимости смены приоритетов отмечается и в самой управленческой среде. На Академическом форуме выступали не только ученые. Свой доклад представил мэр Новосибирска АНАТОЛИЙ ЛОКОТЬ. «Континент Сибирь» попросил главу города расшифровать некоторые тезисы выступления.
— Развитие Новосибирска в рамках стратегии, обозначенной в докладе, потребует партнерства разных уровней власти, науки, промышленности, бизнеса, горожан и т. д. Какую роль на себя в этом процессе готова взять мэрия города?
— Мы понимаем сегодня значимость переходного момента в экономике России для города Новосибирска. Как заявил в рамках саммита «Россия — Центральная Азия» в Астане наш президент Владимир Путин, сейчас действительно весьма востребованы по-настоящему скоординированные совместные шаги России и стран Азии как по наращиванию союзничества и стратегического партнерства, так и по повышению устойчивости наших экономик.
В этой связи вся Азиатская Россия и город Новосибирск, в частности, выходят на главную позицию в создании новых производственно-сбытовых, технологических цепочек, обеспечении бесперебойного функционирования совместных с азиатскими странами предприятий, выстраивании альтернативных логистических схем, идущих через Азиатский регион.
Почему Новосибирск? Мы — третий по численности населения и все еще растущий город страны. Самый большой город Азиатской части России. Административный центр Сибирского федерального округа. Центр Западно-Сибирского экономического района. Крупнейший торговый, деловой, культурный, транспортный, образовательный и научный центр Сибири.
Новосибирск является крупнейшим промышленным и научным центром Сибири, одним из крупнейших в стране центров оптовой торговли, с развитой логистической инфраструктурой и крупнейшим транспортным узлом Сибири. По объему экономики Новосибирск входит в число крупнейших мировых экономических центров. Более того, город является самой настоящей кузницей высокотехнологичных кадров. Всемирную известность Новосибирску принес Академгородок. Буквально на днях вышла новость о том, что в этом году 10 университетов Новосибирска вошли в топ-300 университетов России. Лидер этого списка из числа новосибирских вузов — НГТУ, за ним следуют НГУ и НГПУ. А также в лучшие 300 входят СибГУТИ и СГУПС. Это же наши флагманы по подготовке инженеров, ученых, разработчиков для всех областей.
Считаю, что в этой ситуации мэрия города Новосибирска должна брать на себя ответственность за развитие на территории города особой экономической зоны, инициировать перезапуск программы реиндустриализации, и для этого, конечно, как вы правильно отмечаете, объединить лучших экспертов, лучшие умы города в этой работе.
— Какие изменения необходимы в городской инфраструктуре?
— Для того чтобы полноценно встать на этот путь, думаю, мы должны взять на себя две дополнительные функции.
Во-первых, мы должны стать реальным интеллектуальным, высокотехнологичным, кадровым хабом России в новой геополитической обстановке. Во-вторых, Новосибирск полностью готов и может выступать в качестве фронт-офиса Европейской России в выстраивании экономически выгодных отношений России с азиатскими странами.
В городе присутствуют дипломатические и консульские представительства, включая представительство МИД России, представительство уполномоченного торгового представительства Казахстана, есть высокий потенциал для развития официальных отношений такого рода с Китаем. Для развития стратегического взаимодействия здесь могут появиться и другие федеральные ведомства России, вплоть до формирования профильных органов исполнительной власти на территории города и региона для прорывного экономического и производственного роста Азиатской России с точкой притяжения в Новосибирске.
Какие функции мог бы взять на себя Новосибирск в качестве фронт-офиса? Во-первых, это локализация в России высокотехнологичных производств для импортоопережения. Во-вторых, организация перехода от возможностей транзитного узла к хабу по выстраиванию формальных отношений России со странами Азии.
Эти шаги позволят городу начать более активное формирование технологического превосходства и как следствие — технологического суверенитета, который в соответствии с глобальными трендами является ключевым залогом экономического роста в действующей
— Какие первые шаги по реализации озвученной стратегии на практике предлагает руководство города?
— Первый шаг — определить ключевые точки роста для экономики. Еще раз повторюсь, президент ставит перед нами задачу по созданию новых производственно-сбытовых цепочек и выстраиванию альтернативных логистических схем по взаимодействию с предприятиями стран Азии. Владимир Владимирович лично об этом заявил в рамках саммита в Астане 14 октября.
Так вышло, что мы к этому моменту уже сделали подход к формированию интеллектуальной карты кооперативных связей предприятий Новосибирска, о чем рассказали в рамках пленарной части Академического Стратегического Форума в Академгородке. Сегодня мы выявляем возможности для удлинения уже действующих кооперативных связей. Задача — создать условия не столько для импортозамещения, сколько скорее для импортоопережения.
Определить ключевые отрасли, на которые делает сегодня ставку Россия и в которых силен Новосибирск. Сразу можно сказать, что это точно будут в том числе IT-проекты.
Также сегодня мы должны, учитывая высокую зависимость России от экспорта энергоносителей, запустить процессы комплексной сбалансированной реструктуризации национальной экономики и социальной сферы. И адаптироваться к переходному периоду с минимальными издержками и максимальным учетом долговременных ориентиров.
«Гарантии социальной стабильности станут триггером социально-экономического развития Новосибирска»
Руководитель департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска Ольга Незамаева рассказала «Континенту Сибирь» о том, какие стороны жизни сибирского мегаполиса затронет смена стратегии развития Новосибирска.
— Ольга Борисовна, в докладе мэра применительно к Новосибирску используется термин «аэродром подскока». Раскройте, пожалуйста, подробнее его значение.
— Под термином «аэродром подскока» в отношении Новосибирска мы подразумеваем серьезные возможности и преимущества города как логистического, производственного и кадрового хаба для нашей страны. Мы считаем, что сегодня при вполне обоснованной настройке политического и экономического векторов России в сторону Азии самый большой потенциал развития сосредоточен именно в Новосибирске. Поэтому мы планируем активизировать работу по созданию здесь центра развития экономики России в новых геополитических условиях.
Эти вопросы мы подняли в рамках Академического Стратегического Форума в Академгородке. Показательно, что Академический форум и первый президентский саммит «Россия — Центральная Азия» прошли фактически в одни и те же даты. Приятно осознавать, что все то, о чем мы говорили в новосибирском Академгородке, оказалось абсолютно созвучно стратегическим планам президента нашей страны.
Хочу отметить, не раз на форуме прозвучало, что главным показателем успешного развития экономики города или региона является именно рост высокотехнологичных рабочих мест. Наша цель номер один — перезапуск ключевых производств по обработке добываемых в Сибири продуктов. Анатолий Евгеньевич сказал уже про ставку на IT-проекты. Это, конечно, база. Добавлю лишь, что «аэродром подскока» в Новосибирске даст импульс развития также проектам в области энергетики, искусственного интеллекта, биологической, эпидемиологической и санитарной безопасности, инициативы по цифровизации городской среды («умного города») и государственного управления («электронного правительства»), обеспечения сетевой безопасности, цифрового образования, пограничных пунктов пропуска для бесшовной транспортировки товаров и грузов.
— Задача непростая. Как обеспечить социальную стабильность в этот переходный период?
— Заявленная Анатолием Евгеньевичем на Академическом форуме необходимость создания на территории города Новосибирска особой экономической зоны подразумевает для города особый юридический статус, выраженный в предоставлении льготных налоговых и таможенных условий для развития производств. Это дает нам возможность привлекать в Новосибирск больше людей, способных решать нетривиальные технологические, экономические, производственные задачи. Промышленное развитие напрямую связано с развитием социальной среды, и своей глобальной задачей я считаю не только создание сильной системы социальной поддержки, но и в целом формирование социальной стабильности. Полагаю, сегодня наши действия должны быть направлены на поддержку экономической активности, предотвращение разорения бизнеса, прежде всего среднего и малого, во избежание эмиграции высококвалифицированных кадров.
Развитие производства даст нам запустить механизмы интеллектуальной миграции в Новосибирск, а не из него. А социальная безопасность позволит задержать эти потоки и включить их в развивающиеся макроэкономические процессы. Именно гарантии социальной стабильности станут триггером социально-экономического развития Новосибирска. Что важно людям? Условия для укрепления здоровья и благополучия, создание возможностей для самореализации и развития, формирование комфортной и безопасной среды для жизни, создание условий для достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства. На решение этих задач мы и нацеливаем свою работу.