26 октября с 10-00 до 14-00 (МСК) прошло заседание Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» в формате онлайн конференции.
Директор ИЭОПП СО РАН, академик РАН В.А. Крюков и к.э.н., с.н.с. О.В. Тарасова сделали доклад о роли Восточного полигона сети железных дорог в развитии экономики Сибири и Дальнего Востока. Соавторами доклада выступили к.э.н., с.н.с. А.В. Костин и д.э.н., гл.н.с. В.Ю. Малов.
Представленные в докладе материалы содержали, в том числе, результаты крупного научного проекта «Социально-экономическое развитие Азиатской России на основе синергии транспортной доступности, системных знаний о природно-ресурсном потенциале, расширяющегося пространства межрегиональных взаимодействий».
Были продемонстрированы возможности модельного и платформенного инструментария, развиваемого в институте.
Вынесены на обсуждение результаты прогнозных сценарных расчетов по вариантам развития экономики РФ и роли транспорта Азиатской России в их обеспечении.
Также представлены оценки различных вариантов отраслевой структуры перевозимых грузов по существующей железнодорожной инфраструктуре. Используемый инструментарий позволяет подобрать оптимальную корзину перевозок в восточном направлении с учетом межотраслевых межрегиональных эффектов, возникающих в экономике. В условиях значительного превышения заявок грузоотправителей над пропускными способностями Транссиба и Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на перспективу подобные расчеты крайне актуальны. Показано, что снижение доли угля в перевозках позволит получить выигрыш по конечному потреблению населения и валовому выпуску страны.
Необходимость вывоза многотоннажных угольных грузов Кемеровской области и Республики Хакасия, аспекты экономической безопастности, целесообразность опережающего развития транспортной инфраструктуры в Азиатской России уже результировались в активные действия на высшем уровне управления страны. Президент России Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, которая соединит Ханты-Мансийский АО с БАМом. В связи с этим состоялась оживленная дискуссия на базе предложений и обоснований Института по созданию этой дороги в рамках назревшей необходимости перехода от древовидной структуры железных дорог к транспортной сети (решетке) и активному использованию возможностей мультимодальных перевозок для нужд бизнеса и населения в новых экономических условиях.
В заседании приняли участие ведущие ученые и практики в области железнодорожного транспорта. Обсуждались подходы к анализу макроэкономической эффективности крупных транспортных проектов, предложения по повышению качества управления перевозочным процессом на Восточном полигоне, влияние природно-климатических факторов, а также схем проведения ремонтно-путевых работ на суммарную провозную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, возможности технологии «Виртуальная сцепка» как инструмента повышения эффективности работы Восточного полигона, опыт применения динамической модели загрузки инфраструктуры для планирования перевозок.