Выступление директора ИЭОПП СО РАН академика РАН Валерия Анатольевича Крюкова "Российская Арктика: наука важнее ресурсов" на научном семинаре Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ опубликовано на портале журнала "Россия в глобальной политике".
Пока Арктика остаётся территорией ресурсных мегапроектов, реализуемых крупными компаниями, даже их относительные успехи не будут приводить к развитию региона в целом, отметил в ходе научного семинара Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Валерий Крюков, российский экономист, академик РАН, доктор экономических наук, профессор Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Он рассказал о будущем Арктики, в первую очередь российской, а также о важности наукоёмкого характера деятельности в регионе.
Большая часть арктической территории и 50% ВВП региона принадлежат именно России. Вклад Арктики в ВВП России составляет от 15 до 20%. Развитие экономики знаний делает необходимым поиск новых подходов к развитию региона: старые, шаблонные, больше не действуют. Роль ресурсов в Арктике велика, но их значение со временем убывает, и на первый план выходят знания и интеллект. Пока Арктика остаётся территорией ресурсных мегапроектов, реализуемых крупными компаниями, даже их относительные успехи не будут приводить к развитию региона в целом.
На повестке дня сегодня – новая программа развития Арктики. В качестве основных приоритетов выделяются обеспечение суверенитета и территориальной целостности России; сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнёрства; обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны; развитие Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы и её рациональное использование в целях ускорения экономического роста страны; развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации; охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.
К особенностям Арктического региона и его экономики относится значительная удалённость от рынков сбыта, удлинение сроков оборота финансовых ресурсов, отсутствие локальных рынков, уникальная экологическая обстановка, влияние геополитических факторов и обстоятельств. Вследствие этого развитие имеет очаговый характер, чрезвычайно высок уровень урбанизации, создаются уникальные производственно-технологические комплексы и системы, ориентированные на высокий уровень централизации принятия решений.
Можно выделить три основные составляющие арктической экономики. Это ресурсная экономика, связанная с освоением и использованием полезных ископаемых. Одновременно в регионе широко представлена нетоварная экономика – хозяйственная деятельность и связанные с ней уклады жизни малых коренных народов Севера. Наконец, регион пронизывает публичная трансфертная экономика – хозяйственная деятельность, связанная с выполнением общегосударственных обязательств и ответами на геополитические вызовы.
Такое сочетание не может быть устойчивым. В крупных проектах по добыче углеводородов происходит неуклонное усложнение условий освоения и разработки, что ведёт к росту всех типов рисков. Нефтяные и газовые месторождения, которые были введены в эксплуатацию первыми (как, например, на севере Тюменской области), являются сверхкрупными, обеспечивающими отдачу на принципах экономии от масштаба (производство на огромных мощностях с низкими предельными издержками). Однако издержки многих из этих проектов недооцениваются.
Учитываются издержки извлечения ресурсов, но часто забывают про издержки их транспортировки на гигантские расстояния, а главное – о том, что проекты реализуются в долг перед будущими поколениями, которые потом столкнутся с экологическими последствиями.
Ресурсная база стремительно меняется. Ресурсов много, но запасов (ресурсов, добыча которых может быть рентабельна) всё меньше – организационная среда не поспевает за происходящими изменениями. На данный момент мы сталкиваемся с ростом издержек на всех стадиях освоения природных ресурсов – из-за высокой степени выработанности запасов, стремительного нарастания локального своеобразия объектов, их удалённости, научно-технологической неготовности и неадекватных институциональных рамок.
Важнейшая задача – обеспечить наукоёмкий характер деятельности и повысить роль наукоёмкого сервисного обслуживания. Что сейчас происходит на нефтегазовом севере Тюменской области? Возрастает роль наукоёмких сервисных компаний, которые базируются за пределами Ямало-Ненецкого АО. Роль внутрирегиональных сервисных услуг, связанных с бурением и логистикой, заметно уменьшается. Происходит переключение ключевых функций на тех игроков, которые расположены далеко за пределами тех районов. Это означает, что необходимо выстраивать пространственные связи. Арктика должна быть связана с центрами компетенций внутри страны, особенно в восточной её части. Отрывать Арктику от Сибири и Дальнего Востока нельзя – они могут развиваться только вместе.
Аналогично – и Северный морской путь не имеет смысла для России без меридиональных транспортных маршрутов, соединяющих его с центрами научных разработок и промышленных производств Центральной и Южной Сибири. Иначе он будет использоваться лишь для экспорта природных ресурсов и импорта оборудования для их добычи из-за рубежа без создания какого-либо мультипликативного эффекта для экономики страны в целом.
К сожалению, пока нет понимания проектного мультипликатора – того, как он должен быть выстроен и как способствует связанности территории. На данный момент это всецело отдано в ведение реализующих проекты корпораций, которые определяют поставщиков оборудования. Однако этот подход приводит к парадоксам. Так, на начальном этапе проекта Сабетта (строительство завода СПГ на Ямале) гравий поставлялся из порта Киркенес, хотя в 150 км находятся Лабытнанги, где соответствующие запасы были специально разработаны для данных целей в советские годы.
С другой стороны, важно обеспечивать повышение роли и значения локальных навыков – знания конкретных практик в конкретных регионах. Экономика знаний предполагает измерение и количественную оценку производства знаний (получение патентов, другие формы учета инноваций) и человеческого капитала (анализ уровня образования, навыков рабочей силы). На данный момент почти все зарегистрированные нефтегазовые патенты находятся в мегаполисах (Москва и Санкт-Петербург), локальные знания пока ещё не стали нормой в России.
В «Большой», то есть мировой, Арктике сегодня появляются и распространяются современные технологии и коммуникационные возможности, которые позволяют успешно преодолевать традиционные ограничения и вызовы и встраиваться в глобальные цепочки. Формируется новая экономическая реальность, в которой всё большую роль играют «нересурсные» виды хозяйственной деятельности, предполагающие использование креативных навыки и умений местного населения.
С новыми технологиями появляются и новые возможности. Арктические регионы весьма привлекательны для дата-центров и центров облачных технологий. Сегодня на Шпицбергене расположен один из норвежских дата-центров. Кроме того, электронные сервисы и удалённое управление имеют все возможности для повышения безопасности и комфортности проживания в удаленных местах, особенно в тех, где население уменьшается и растёт доля людей пожилого возраста, а электронная медицина может значительно улучшить условия проживания а данных регионах.
Как же связать мировой опыт с реалиями российской жизни? Принципиально важны три этапа: усиление роли и места наукоёмких сервисных компаний, чьи офисы базируются в опорных базовых городах; далее – развитие наукоёмкого сектора может стать импульсом формирования более широкой диверсифицированной структуры экономики ресурсных регионов; решение проблем реконструкции ранее созданной инфраструктуры и включение в процессы становления и развития сектора сервисных услуг местных подрядчиков и сообществ коренных малых народов Севера.
Российская Арктика должна развиваться по принципу Thinking globally while acting locally. Под этим подразумевается учёт имеющихся опыта и традиций, разделение науки и сферы коммерческих разработок, установление ясных приоритетов развития науки и сферы инноваций, обеспечение надлежащей государственной поддержки этих приоритетов.