В продолжение темы о переносе медного завода из Норильска в Китай публикуем видео-материал из новостей «7 канал. Красноярск» от 25 июня 2024 г.
Академик В.А. Крюков:
«С краткосрочной финансовой точки зрения - да, можно получить приток инвестиций, можно уменьшить выбросы диоксида серы в районе Норильска, начав сокращать выплавку. Но с точки зрения долгосрочной, подчеркну, это бесперспективное, проигрышное, неэффективное, социально-опасное и даже экономически опасное решение».
Также на сайте информационного агентства «Пресс-Лайн» 17.06.2024 г. опубликована статья
Член Президиума Сибирского отделения Российской Академии наук, директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, профессор Высшей Школы Экономики и доктор экономических наук Валерий Крюков высказал свое экспертное мнение после заявлений президента «Норникеля».
Ученый сопоставил все последствия переноса и заявил, что в долгосрочной перспективе – это «крайне недальновидное решение».
«Чтобы адекватно и взвешенно оценить последствия подобного решения, надо выйти за рамки Медного завода». Он пояснил, что в краткосрочном периоде у компании будет возможность получить ряд выгод, однако в дальнейшем это повлечет за собой ряд негативных последствий: «Получить приток инвестиций, уменьшить выбросы диоксида серы в районе Норильска, начав сокращать выплавку, так как именно там на Медном заводе «Серный проект» и буксует. Но с точки зрения долгосрочной, подчеркну, это бесперспективное, проигрышное, неэффективное, социально-опасное и даже экономически опасное решение».
Риски, со слов Крюкова, заключаются в самой специфике производства, а также вопросах недропользования в стране.
«Мы оказались в самом низу мировых продуктовых технологических цепочек. При таких краткосрочных подходах рынок востребует только медный концентрат высокой степени готовности для выплавки и рафинирования более чистых продуктов. И мы столкнулись с этим в целом ряде случаев: и по редкоземельным металлам, и по полиметаллам, и во многих других отраслях (таких, как малотоннажная и наукоемкая химия, куда входит фармацевтика, материалы и др. и пр.)».
Он считает, что у государства должны быть научно-технологические приоритеты, не может не быть пространственного видения связанности и целостности экономики с точки зрения её устойчивости. Необходимо мыслить не отдельными проектами, а выстраивать собственные производственные цепочки – от добычи сырья и до готовых высокотехнологичных изделий. Тон в этом должно задавать именно государство, считает Крюков. Надо брать опыт Китая, который через рост предложения формирует спрос на свою высокотехнологичную продукцию.
«Медь – это не просто доходный металл, востребованный рынком, это начало целой «пищевой» цепочки в экономике, которая генерирует целую цепочку технологически взаимосвязанных переделов и производств, как на выходе, так и на входе. На входе – это всё, что связано с изучением, обогащением, разработкой, появлением новых сплавов, на выходе – это электротехническая продукция. Я вам могу с высокой степенью уверенности сказать, что будет результатом поставки медного концентрата в Китай – мы начнём ещё больше ввозить гораздо более прибыльную электротехническую китайскую продукцию».
Одним из аргументов к которому апеллирует руководство «Норникеля» – это возможность получения технологий для их последующего внедрения внутри России, в том числе, производство аккумуляторных батарей, однако с этим эксперт не согласен.
«Надо ориентироваться опять же на создание своих децентрализованных и распределённых систем электроснабжения, которые востребуют эти батареи. Это комплексная инфраструктурная задача, и совсем другие количества потребления меди и никеля. А с точки зрения производства батарей для китайских автомашин получение их технологии, наверное, в краткосрочном плане – выигрышное решение, но в долгосрочном плане оно «никакое». Китайцы поменяют марку машин, поменяют стандарт – и ваши батареи им уже не нужны».
Валерий Крюков заметил, что правильнее бы было перенести завод в другую точку России: «В случае переноса производства стратегически правильнее это делать в другую точку России – на Дальний Восток, к примеру, если уж компания хочет освоить новую логистику СевМорПути, или на Урал».
Академик подытожил, что ситуация с Норильском – результат имеющейся системы, а не единично взятый случай.
«И сейчас этот Медный завод в Норильске как некий фокус, в котором сошлись проблемы нашей страны: так доколе мы будем такими? Доколе мы будем догонять?».
Источник: «Пресс-Лайн»