Новости и события

<<< Вернуться к списку

Дискуссия о декарбонизации в Азии на фоне роста экспорта российского ТЭК

24 апреля 2024

 

На протяжении последних двух лет российские компании существенно увеличили объемы экспорта ископаемого топлива в азиатские страны при одновременном сокращении торгово-экономического сотрудничества c США и их союзниками. Успешный «поворот на Восток» в российской внешней торговле привел к значительным переменам в структуре международных экономических отношений, в том числе к консолидации стран Мирового большинства вокруг таких институтов, как БРИКС и ОПЕК+, а также к росту выручки российских компаний и федерального бюджета.

Однако продолжающиеся споры вокруг проблем «глобального потепления», «изменения климата» и связанных с ними призывов к декарбонизации мировой экономики  и вопросов экологического, социального и корпоративного управления (ESG) ставят российский ТЭК перед лицом нового возможного вызова. По некоторым оценкам, ряд крупнейших экономик, в том числе в Азии, может отказаться от ископаемого топлива в ближайшие десятилетия и сократить выбросы диоксида углерода (CO₂) до «чистого нуля» (net zero), что приведет к снижению глобального спроса на нефть, природный газ, уголь и другие виды ископаемого топлива.

Тем не менее, существует и иная точка зрения, согласно которой азиатские экономики не демонстрируют устойчивого прогресса по достижению «климатических целей», сформулированных международными институтами, и спрос на углеводороды останется устойчиво высоким в азиатских странах на десятилетия вперед. Согласно этой точке зрения, рост потребления всех видов энергоресурсов позволит азиатским странам увеличить темпы экономического роста, эффективно бороться с бедностью и неравенством доходов, а также обеспечит азиатскому макрорегиону конкурентное преимущество перед США и их союзниками, нацеленными на более жесткие меры по достижению «климатических целей».

Согласно оценкам Международного валютного фонда (МВФ), усилия по декарбонизации стран Азиатско-Тихоокеанского региона в среднем отстают от рекомендованных темпов по наращиванию инвестиций в переход к углеродно-нейтральным источникам энергии. Эксперты МВФ полагают, что азиатским странам требуется до 1,1 трлн долл. ежегодных инвестиций для достижения «климатических целей» по сокращению потребления ископаемого топлива и замещения его «чистыми» источниками энергии. При этом текущий уровень инвестиций в этой сфере оценивается в 300 млрд долл. ежегодно. Таким образом, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона сохраняется необходимость импорта углеводородов, а их замещение возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) в обозримом будущем будет носить ограниченный характер.

В МВФ также полагают, что «лучшей инициативой» для декарбонизации стран  Мирового большинства стал бы значительный рост цен на нефть и другие углеводороды. Однако страны ОПЕК+ продемонстрировали способность балансировать цены на нефть таким образом, что они остаются на комфортном уровне как для большинства экспортеров, так и для большинства потребителей.  Так, по разным оценкам, ОПЕК+ не заинтересована в росте нефтяных цен выше 100 долл./барр., поскольку это может оказать негативное влияние на глобальный спрос и стимулировать рост инвестиций в ВИЭ в развивающихся странах.

В то же время основные страны-производители нефти последовательно выступают против замещения углеводородов другими источниками энергии. Такая позиция набирает все большую значимость на фоне взаимной интеграции ОПЕК+ и БРИКС. По итогам расширения БРИКС в начале этого года, оба блока включают в себя такие страны, как Саудовская Аравия, Иран и ОАЭ, являющиеся ключевыми производителями углеводородов. При этом ключевые члены БРИКС, такие как Индия и Китай, демонстрируют устойчивый рост потребления энергоресурсов, представленных, главным образом, ископаемыми видами топлива. В ОПЕК подчеркивают, что глобальное потребление ископаемых видов топлива не будет снижаться в обозримой перспективе.

В настоящих условиях, по оценкам S&P, на страны БРИКС приходится 42% мирового производства и 35% мирового потребления нефти. Возможность эффективного управления ценообразованием на рынке углеводородов, таким образом, ставит под вопрос перспективы декарбонизации в странах Азии, которые, как отмечает МВФ, требуют значительных финансовых ресурсов и политической воли. При этом, по данным агентства Bloomberg, инвестиции в ESG-проекты по всему миру становятся объектом критики на фоне продолжающихся дебатов об эффективности ВИЭ в общей структуре мирового энергопотребления.

Тем временем, российские компании продолжают наращивать объемы энергетического экспорта в страны Азии. Так, Россия увеличила поставки угля в Индию по итогам прошлого финансового года (апрель 2023 г. – март 2024 г.) на 200%, до 6,4 млн т, тем самым войдя в тройку крупнейших поставщиков после США и Австралии.  Отмечается, что сталелитейная промышленность Индии остается одним из крупнейших потребителей угля в мире, и растущие объемы производства потребуют увеличения поставок в ближайшие годы. В свою очередь, Япония увеличила закупки российского сжиженного природного газа (СПГ) на 25,7% в марте 2024 г. при сокращении поставок угля на 83%. Одновременно, Россия находится на четвертом месте в списке крупнейших поставщиков СПГ в Китай. 

В целом российский нефтяной экспорт достиг очередного многомесячного максимума, который составил, по данным агентства Bloomberg, 1,94 млрд долл. в денежном выражении за период 14-21 апреля. Большая часть нефтяных поставок приходится на Индию, Китай и другие азиатские страны.

В условиях расширения присутствия российских энергетических компаний на азиатских рынках, страны Азии не демонстрируют тенденции к снижению потребления углеводородов в обозримой перспективе. По некоторым оценкам, темпы декарбонизации в Азиатско-Тихоокеанском регионе составляют лишь 2,8% ежегодно, в то время как требуемые темпы для достижения «климатических целей» оцениваются в 17,2% в год. Согласно Индексу «чистого нуля», такие страны, как Индонезия, Индия, Вьетнам, Пакистан и Бангладеш демонстрируют «отрицательный прогресс» в деле декарбонизации, то есть их зависимость от использования ископаемых видов топлива продолжает увеличиваться. В числе стран, находящихся на траектории «положительной, но медленной» декарбонизации отмечены Китай, Малайзия, Южная Корея и Таиланд.

Еще одним препятствием на пути декарбонизации является неравенство доходов, которое в странах Азии находится на более высоком уровне, нежели в странах Западной Европы и Северной Америки. Согласно оценкам Азиатского банка развития, декарбонизация не будет успешной, если реализация соответствующих мер не приведет к значительному снижению неравенства. В условиях продолжающейся турбулентности в мировой экономике, эффективность международных усилий по борьбе с бедностью остается под вопросом, а неравенство доходов продолжает расти, что в итоге ставит под сомнение усилия по декарбонизации.

Таким образом, декарбонизация в странах Азиатско-Тихоокеанского региона не представляет существенного вызова для внешнеэкономических интересов России в настоящих условиях. Следует отметить, что на фоне консолидации Мирового большинства, доля углеводородов в общей структуре глобального потребления энергии может сохраняться на уровне 80%, как и 30 лет назад. Тем не менее, вопросы «изменения климата», ESG, декарбонизации и их влияния на формирование промышленной политики на уровне как международных организаций, так и индивидуальных стран, продолжат сохранять актуальность и будут требовать пристального внимания в ближайшие годы.

Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.