Проект по восстановлению морского транспортного коридора «Владивосток-Ченнаи», который обсуждается на уровне правительств России и Индии, приобретает стратегическую значимость в условиях продолжающейся трансформации системы международной логистики и торговли. На фоне нарушения традиционных цепочек поставок, глобального энергетического кризиса и увеличения стоимости доставки грузов по всему миру, продление Севморпути до второго крупнейшего грузового порта в Индии отвечает целям развития транспортно-логистических возможностей Азиатской России, а также способствует интеграции в рамках БРИКС и других институтов многополярной системы международных отношений.
В условиях бурного развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и Индией на фоне нарастающих вызовов для международной торговли, крайне важным представляется расширение транспортной связанности между двумя странами. По данным индийской статистической службы, объем двусторонней торговли в 2023 г. составил рекордные 65 млрд долл., при этом объем индийского импорта из России превысил 60 млрд долл. Существующий профицит торгового баланса в пользу России позволяет говорить о значительном потенциале для наращивания российского импорта из Индии. По оценке Министра портов, судоходства и водных путей Индии С. Соновала, существующие тенденции неизбежно приведут к дальнейшему расширению объемов российско-индийской торговли.
Грузовой маршрут «Владивосток-Ченнаи», также известный как «Восточный морской коридор» (Eastern Maritime Corridor), действовал в советское время, но, с ростом индо-российского сотрудничества в последние годы, появились предложения по возрождению навигации по этому маршруту.
В конце января 2024 г. в Индии состоялся первый рабочий семинар по перезапуску коридора «Владивосток-Ченнаи», в котором, наряду с Соновалом, принял участие замминистра Минвостокразвития России А. Бобраков, а также ряд представителей министерств и других ведомств двух стран.
В ходе дискуссий, Соновал отметил, что в настоящий момент основным морским коридором для индо-российской торговли является маршрут Мумбаи – Санкт-Петербург длиной 16066 км (8675 морских миль), в то время как расстояние от Ченнаи до Владивостока гораздо короче и составляет 10458 км (5647 морских миль). Таким образом, отметил индийский министр, перезапуск «Восточного морского коридора» сократит расстояние для российско-индийской торговли на 5608 км или 40%, а время в пути снизится на 16 дней (с нынешних 40 до 24 дней), что приведет к сокращению затрат на логистику и улучшит транспортную связанность между двумя странами.
В свою очередь, замглавы Минвостокразвития подчеркнул, что коридор «Владивосток-Ченнаи» может использоваться для поставок угля, нефти, сжиженного природного газа (СПГ), удобрений, контейнеров и других грузов. Бобраков отметил, что перезапуск маршрута будет происходить на основе соглашений между российскими и индийскими компаниями, а правительства двух стран будут принимать меры по стимулированию роста товарооборота.
Тем временем, глава Управления порта Ченнаи С. Паливал отметил в ходе обсуждения, что открытие маршрута «Владивосток-Ченнаи» не только сократит логистические затраты, но и создаст новые возможности для развития сотрудничества между российскими и индийскими компаниями в смежных отраслях.
По оценкам индийских экспертов из Observer Research Foundation, проект по перезапуску «Восточного морского коридора» представляет существенную геостратегическую значимость и экономическую выгоду как для России, так и для Индии. Однако аналитики отмечают, что для реализации полного потенциала этого маршрута необходимо увеличить поставки индийских товаров в Россию, для чего рекомендуется расширять инвестиции и присутствие индийских компаний на рынках Дальнего Востока и других регионов Азиатской России.
Более того, как отмечает, Маниш Ваид из Observer Research Foundation, индийские компании уже активно работают в данном направлении. Так, Ваид обращает внимание, что Индия инвестирует в российские проекты в Арктике, и за первые семь месяцев 2023 г. на индийские поставки пришлось до 35% грузооборота порта Мурманска.
Еще одним аргументом в пользу перезапуска маршрута «Владивосток-Ченнаи» служат соображения безопасности морских поставок. Ваид отмечает, что внешняя торговля Индии находится в «существенной зависимости» от поставок через Суэцкий канал, где в недавние месяцы обострились трения между США и их союзниками и йеменскими хуситами. В результате, стоимость фрахта между европейскими и индийскими портами выросла на 40-60%, а по ряду других направлений, по данным Всемирного экономического форума, цены на фрахт удвоились и даже утроились. В целях обеспечения бесперебойной и безопасной торговли, Индия, таким образом, заинтересована в расширении транспортного взаимодействия с азиатскими регионами России.
Тем временем, на Дальнем Востоке России уже наблюдается рост экономической активности, связанный с повышенной интенсивностью морских поставок. Как отмечают дальневосточные логистические компании, переориентация части мирового грузопотока из акватории Красного моря на порты Владивостока и Находки уже происходит, в результате чего растет загруженность портовой и железнодорожной инфраструктуры. Растет также и стоимость поставок, что потенциально ведет к увеличению выручки российских компаний и подкрепляет возможности для дальнейшего развития Севморпути и перезапуска коридора «Владивосток-Ченнаи».
На фоне продолжающихся дискуссий, российско-индийская торговля продолжает расти. Так, по данным Kpler, закупки Индией российской нефти выросли на 35% в первой половине марта 2024 г., а агентство Bloomberg отмечает, что индийские компании активно строят терминалы для импорта СПГ и планируют нарастить его долю в энергосистеме Индии с 7% до 15% к 2030 году. Продолжается сотрудничество в военно-технической сфере, в т.ч. по закупке Нью-Дели российских вооружений. Индия также стала вторым крупнейшим покупателем российских удобрений по итогам 2023 г. (на сумму 4,8 млрд долл., рост +320% год к году).
Таким образом, возрождение советского коридора «Владивосток-Ченнаи» подкрепляется соображениями как экономического, так и дипломатического и военно-политического характера. Представляется, что данный проект играет ключевую роль в процессе формирования альтернативной архитектуры международных экономических отношений и «новой многополярности», а его успешная реализация также поспособствует развитию транспортной связанности Сибири и Дальнего Востока – не только с Индией, но и с другими странами Мирового большинства, расположенными вдоль «Восточного морского коридора».
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.