Россия и Северная Корея достигли договоренности о совместной геологоразведке месторождений золота, редкоземельных минералов (РЗМ) и углеводородов на шельфе. Как сообщает Минприроды России, совместные геологоразведочные работы (ГРР) станут частью мер по всестороннему углублению экономических отношений, о чем стороны договорились в ходе заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству в Пхеньяне.
В Минприроды РФ отмечают, что план проведения совместной геологоразведки будет разработан после того, как КНДР передаст российской стороне геофизические карты, необходимые для оценки ресурсного потенциала районов предстоящих работ.
Соглашение о совместной российско-корейской геологоразведке носит стратегический характер. По оценкам британской инвестиционной фирмы SRE Minerals Limited, на территории Северной Кореи может находиться до 2/3 мировых запасов РЗМ. В частности, по оценкам SRE Minerals, только в окрестностях города Чонджу предположительно находятся залежи более 216 млн тонн оксидов редкоземельных металлов, что более чем в два раза превосходит объем мировых разведанных запасов, оцениваемых в 110 млн тонн.
Редкоземельные материалы, в силу своих особых магнитных и электропроводящих свойств, необходимы для производства полупроводников и микроэлектроники (в т.ч. компонентов смартфонов, МРТ-сканеров и зенитно-ракетных систем), а также двигателей самолетов, ядерных реакторов и лекарств для лечения рака и других тяжелых заболеваний. Мировой рынок РЗМ имеет стратегическую значимость в современную эпоху развития информационных технологий, «цифровой экономики» и искусственного интеллекта.
Как отмечают международные эксперты, общая стоимость минеральных ресурсов КНДР превосходит 6 трлн долл., однако Пхеньян не располагает инвестициями и технологиями, необходимыми для их извлечения. В свою очередь, по данным агентства Рейтер, Россия наращивает инвестиции в геологоразведку, добычу и переработку редкоземельных материалов, планируя увеличить свое присутствие на мировом рынке РЗМ с 2% до 10% к 2030 г.
На сегодняшний день, до 95% производства редкоземельных материалов приходится на Китай, который таким образом контролирует мировой рынок РЗМ. В прошлом, в 1960-1980е гг., большая часть мирового производства РЗМ приходилась на США, что совпало с бурным развитием американских компьютерных технологий в указанный период, однако в 2002 г. крупнейшая шахта в Маунтин-Пасс в Калифорнии была закрыта из экологических соображений.
Зависимость от импорта редкоземельных материалов представляет собой серьезную стратегическую уязвимость, отмечает Торговое представительство США. По данным Геологической службы США, за 2016 г. объем импорта РЗМ в США составил 120 млн долл., и эта цифра не включает в себя стоимость готовой продукции, содержащей такие материалы.
Стоит отметить, что российско-корейское соглашение о совместной геологоразведке заключено в период стремительного роста мировых цен на РЗМ. В сентябре 2023 г. цены на РЗМ в Китае достигли 20-месячного максимума на фоне временного ограничения добычи на шахтах в Мьянме. В свою очередь, группа горнодобывающих компаний из Австралии, Германии и Канады ведут переговоры о наращивании добычи РЗМ, при этом заявляя, что их продукция будет стоить еще дороже в силу дорогостоящего экологического регулирования в западных странах.
Углубление сотрудничества между Россией и КНДР в сфере недропользования создает исторические возможности для обеих стран. Сообщается, что Минпромторг России нацелен на увеличение и диверсификацию поставок РЗМ на мировой рынок. В свою очередь, КНДР заинтересована в возможностях экономического развития при условии сохранения своей социально-политической модели.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики Кристиан Роуз.