В условиях продолжающего нарушения глобальных цепочек поставок и рецессии в ряде западных стран, госкорпорация «Росатом» продолжает усилия по увеличению пропускной способности Севморпути (СМП). Арктический транспортный коридор, связывающий Россию со странами Восточной Азии и, в перспективе, с АСЕАН и Индией, играет все возрастающую стратегическую роль как с точки зрения независимости от западных санкций, так и безопасности судоходства в наиболее широком смысле. Рост значимости СМП происходит на фоне продолжающегося углубления торгово-экономических связей с дружественными и нейтральными странами.
Согласно сообщению заместителя главы дирекции Севморпути госкорпорации «Росатом» и администратора федерального проекта «Развитие СМП» М. Кулинко, мощность морских портов в акватории Севморпути в 2023 г. достигла 40,5 млн тонн. Это на 4,5 млн тонн или 12% выше плановых показателей развития СМП за указанный период.
Сообщается, что планы развития СМП удалось перевыполнить за счет работ «НОВАТЭКа» на терминале «Утренний», связанном с проектом «Арктик СПГ» в порту Сабетта. Еще одним значимым проектом стали дноуглубительные работы на Морском канале Обской губы, в результате которых была обеспечена проводка основания гравитационного типа (ОГТ) водоизмещением свыше 600 тыс. тонн. Кулинко отметил, что для дноуглубительных работ «был найден иностранный технологический партнер», несмотря на санкционное давление со стороны западных стран.
Помимо увеличения пропускной способности Севморпути, проведенные работы позволят увеличить производство и отгрузку сжиженного природного газа (СПГ). Сообщается, что ОГТ-1 – это первая технологическая линия по производству СПГ мощностью 6,6 млн тонн, а всего для «Арктик СПГ» предусмотрено строительство трех линий общей мощностью 19,8 млн тонн газа и до 1,6 млн т стабильного газового конденсата в год.
Согласно планам «Росатома», являющегося оператором Севморпути, суммарная мощность портов в акватории СМП возрастет вдвое в течение 2024 г. и достигнет 83 млн тонн. Такого стремительного роста планируется достичь в результате открытия новых портов, в т.ч. угольного порта «Енисей», который заработает летом 2024 г., а также нефтяного терминала в бухте «Север» и новых мощностей «НОВАТЭКа» по отгрузке СПГ.
Развитие Севморпути происходит в условиях растущих вызовов для международного судоходства. По оценкам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), нарушение коммерческого судоходства в результате противостояния между США и их союзниками и йеменскими хуситами в Красном море привело к 42-процентному снижению поставок через Суэцкий канал в январе этого года. В то же время, снижение уровня воды в результате засухи привело к 36-процентному снижению поставок через Панамский канал за тот же период. В результате, стоимость логистики на традиционных международных маршрутах выросла в среднем на 122% с декабря 2023 г., при этом стоимость фрахта из Шанхая в Европу взлетела на 256%, и на 162% - до западного побережья США. Таким образом, Севморпуть получает значительное конкурентное преимущество перед традиционными логистическими артериями, что уже привело к рекордному росту использования СМП китайскими компаниями.
В контексте военно-политических трений в Красном море, Севморпуть приобретает еще одно конкурентное преимущество в виде безопасности судоходства. Как сообщил посол по особым поручениям МИД РФ Н. Корчунов, Севморпуть открыт для всех государств без какой-либо дискриминации. Одновременно, Минобороны России направило сверхдальние самолеты ТУ-142 для патрулирования СМП в целях обеспечения безопасности судоходства в условиях конфронтации с западными странами, а также для оказания помощи судам, терпящим бедствие. Действия по обеспечению безопасности Севморпути приобретают особую важность на фоне односторонних действий США по расширению своего присутствия в Арктике, а также дискуссии о будущем Арктического совета.
Как отметил Корчунов, МИД России заметил рост интереса к перевозкам по СМП со стороны международных компаний, в том числе в целях хеджирования рисков. При этом на Севморпути начинают появляться и регулярные контейнерные линии. На фоне активизации усилий по продлению СМП до Индии в виде проекта транспортного коридора Владивосток-Ченнаи, растет значение Севморпути для дальнейшей интеграции в рамках БРИКС, особенно с учетом растущих объемов торговли между Россией и Индией.
Так, по сообщению агентства Рейтер, в феврале индийская компания Hindustan Petroleum возобновила закупки российской нефти марки Sokol после сообщений о двухмесячном перерыве, предположительно вызванного очередным раундом западных санкций. Возобновление поставок говорит о вероятном разрешении вопросов об оплате, которая, как сообщает Рейтер, осуществляется в дирхамах ОАЭ.
На фоне растущих экономических проблем в западных странах, в том числе рецессии в Великобритании и Японии, а также падения промышленного производства в США, важность обеспечения транспортной логистики между Россией и странами мирового большинства выходит на передний план. В этих условиях, дальнейшее развитие Севморпути способствует укреплению транспортной связанности не только с внешнеторговым партнерами России, но и между сибирскими регионами, результатом которого становится рост производства в самых разных отраслях.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.