Промышленный потенциал сибирских регионов демонстрирует стабильные темпы роста за счет наличия обширных энергетических ресурсов, устойчивой промышленной базы, а также разработки и внедрения новых технологий. В условиях постепенного перехода мировой экономики от модели «экономики потребления» (demand-side economics) к «экономике производства» (supply-side economics), растет роль Сибири для достижения целей национального развития России и дальнейшей экономической консолидации стран Мирового большинства.
По данным Росстата, в январе-июле 2024 г. лидером роста объемов промышленного производства в Сибири стали Иркутская область, где индекс промпроизводства составил 110,8% к соответствующему периоду прошлого года, а также Алтайский край (106,1%), Новосибирская область (104,3%) и Омская область (103,2%).
Рис. 1. Индексы промпроизводства по регионам СФО, 2023- июль 2024 гг. Источник: Росстат.
Устойчивые темпы роста сибирской промышленности обусловлены как работой стратегически значимых отраслей (например, авиационная промышленность и генерация электроэнергии в Иркутской области), так и расширением производства ввиду высокого спроса в других отраслях (в частности, нефтепереработка и нефтехимия в Омской области, машиностроение, транспорт и информационные технологии в Новосибирской области и фармацевтика и пищевая промышленность Алтайского края.)
Так, развитие нефтехимии в Омской области было отмечено ростом производства ацетона (+36%) и фенола (+33%) на заводе «Омский каучук» в I полугодии 2024 г., что, по некоторым оценкам, позволяет сибирскому производителю конкурировать на международном рынке этих продуктов. За тот же период, в Алтайском крае существенно выросло производство автозапчастей (137% к прошлому году), котельной и оборонной продукции (130%), одежды (122,4%) и вагонов (117,2%). В свою очередь, Новосибирская область наращивает производство компьютерной техники, оптики и продукции металлообработки.
Наличие обширных энергоресурсов в Сибири в недавние годы создало благоприятные условия для развития майнинга криптовалют, что в условиях возможности использования цифровых технологий для трансграничных расчетов создает предпосылки к укреплению экономического суверенитета стран Мирового большинства от финансовых институтов западных стран. Однако бурное развитие майнинга в Сибири несет и существенные вызовы.
«Конечно, мы рады тому, что бизнес, который работает в этой сфере, неплохо зарабатывает, но этот профицит энергоресурсов в Сибири не должен превратиться в дефицит, который был бы сдерживающим фактором развития сибирских регионов», - отметил президент России В. Путин в ходе Пленарного заседания девятого Восточного экономического форума.
Рост темпов промышленного производства в России и, в частности, в Сибири, отражает намечающийся тренд в мировой экономике на переход от модели «экономики потребления» к «экономике производства». По данным агентства Bloomberg, снижение мировых цен на нефть в середине 2024 г. обусловлено в большей степени ростом предложения энергоресурсов, нежели снижением спроса, которое могло бы свидетельствовать о грядущей рецессии в обрабатывающих отраслях. Таким образом, эксперты Bloomberg настроены оптимистично относительно перспектив экономического роста в промышленно-ориентированных странах в 2025 г.
Рис. 2. Соотношение факторов производства и потребления в динамике мировых цен на нефть, апрель-сентябрь 2024 г. Источник: Bloomberg.
Тем временем, повышение Банком России ключевой ставки до 19% в середине сентября в целях борьбы с инфляцией позволяет говорить о снижении риска «перегрева» российской экономики в условиях роста занятости, производства и потребительского спроса. По некоторым оценкам, рост экономики России, продолжающийся даже в условиях жесткой денежно-кредитной политики, показывает признаки модерации при вероятном снижении инфляционного давления. Это говорит о переходе к более сбалансированным темпам расширения деловой активности в ближайшие месяцы.
Согласно оценкам Международного валютного фонда (МВФ), фрагментация международной торговли ведет к дальнейшей локализации производств, что требует выработки новых мер индустриальной политики ведущими экономиками мира. Одновременно, постепенное снижение роли доллара США в международных расчетах и резервах способствует росту роли золота, национальных валют и иных форм расчетов по всему миру.
Рис. 3. Снижение роли доллара США в международной торговле и резервах. Источник: МВФ.
Все эти процессы поддерживают ряд положений Концепции внешней политики России 2023 г., в т.ч. о кризисе экономической глобализации, адаптации мировой экономики к реалиям многополярного мира и снижении зависимости экономики России от внешних рисков. В условиях расширения российского промышленного потенциала и перехода мировой экономики к модели «экономики производства», ожидается дальнейший рост экономико-дипломатического влияния России в мире, не в последнюю очередь за счет развития Сибирского макрорегиона.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.