Проект по строительству железнодорожной магистрали, которая свяжет Ханты-Мансийский автономный округ, Якутию и Китай, нужен для решения задач в рамках развития Восточного полигона. Об этом заявил президент В. Путин в ходе «Итогов года», добавив, что кабмин и РЖД рассматривают варианты реализации этого проекта в контексте инвестиционной программы РЖД.
Президент также сообщил о планах обсудить возможности строительства этой магистрали с главой РЖД О. Белозеровым и первым вице-премьером А. Белоусовым, который курирует этот проект по линии правительства.
Ранее в октябре 2023 г. Путин поручил федеральному правительству, совместно с правительством Кузбасса, Российской академией наук и РЖД, рассмотреть вопрос о строительстве Севсиба и представить соответствующий доклад до 1 марта 2024 г.
Как отметил помощник президента И. Левитин, новая магистраль необходима для того, чтобы связать Транссибирскую железную дорогу с Северным морским путем (СМП) на фоне роста грузооборота на указанных направлениях. В свою очередь, эксперты отмечают, что грузовой базой Севсиба станут месторождения нефти в Красноярском крае и Западной Сибири, эффективность разработки которых также вырастет от наличия постоянного железнодорожного доступа.
Разные проекты Северо-Сибирской железной дороги рассматривались, начиная с 1950-х гг. Как сообщает РЖД, в начале 2000-х гг. обсуждалось строительство участка Севсиба протяженностью 1,9 тыс. км от Нижневартовска до Усть-Илимска в качестве северного дублера Транссиба. В компании отмечают, что практическая необходимость строительства арктической магистрали стала неотложной в связи с геостратегическим поворотом России на Восток и ростом загруженности Транссиба, который из погрузочной магистрали превратился в транзитную.
Правительства ХМАО и Кузбасса уже подписали соглашение о сотрудничестве, в которое включен вопрос о строительстве Севсиба. В свою очередь, компания «Газпром» начала строительство части будущего Севсиба на участке Надым – Пангоды еще в 2022 г., отметив что Северный широтный ход необходим для разгрузки БАМа и Транссиба в условиях роста грузопотока на Восток.
По данным РЖД, в январе-ноябре 2023 г. объем контейнерных перевозок по сети компании вырос на 14,2%, до 6 млн 786,6 тыс. двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ). По итогам же уходящего года, компания ожидает, что контейнерные поставки превысят объем в 7 млн ДФЭ. Бурный рост железнодорожных грузоперевозок в значительной степени связан с ростом торговли с Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что требует быстрого развития железнодорожной сети.
Эксперты отмечают, что строительство Севсиба позволит сократить время в пути для грузов от Владивостока до Бреста на 8,5 дней.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики Кристиан Роуз.