Объем поставленных по Северному морскому пути (СМП) грузов составит рекордные 36,6 млн тонн по итогам 2023 г., сообщил вице-премьер России Ю. Трутнев. Рост объема грузоперевозок по Севморпути в уходящем году значительно превысит планировавшиеся показатели, что говорит о диверсификации цепочек поставок во внешней торговле России и растущей значимости СМП в международной логистике.
Впервые в 2023 г. китайский контейнеровоз «NewNew Polar Bear» с 1638 контейнерами на борту прошел по Севморпути из Шанхая в Санкт-Петербург и обратно, что закрепило статус СМП как международного транспортного коридора. Компания «NewNew Shipping Line», которая является оператором судна, заявила о начале регулярных рейсов по Севморпути. Запуск регулярных контейнерных перевозок стал новым этапом в развитии СМП, который прежде использовался для поставок, главным образом, нефти и сжиженного природного газа (СПГ).
По данным британского отраслевого издания Lloyd’s List, «NewNew Shipping Line» планирует запустить до 10 контейнеровозов по Северному морскому пути. В настоящее время для арктических рейсов по маршруту Шанхай-Санкт-Петербург одобрены четыре китайских корабля, в их числе «Xin Xin Hai 1», «Xin Xin Tian 1» и «NewNew Star». Сообщается, что еще один китайский корабль будет ходить по короткому маршруту до Архангельска.
По данным «Росатома», объем перевозок транзитных грузов по Севморпути также достиг исторического максимума в 2023 г., составив 2 млн 120 тыс. тонн. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2021 г., когда по СМП было перевезено 2 млн тонн транзитных грузов. Сообщается, что в число главных транзитных грузов в уходящем году вошли нефть (1,5 млн тонн), железнорудный концентрат (350 тыс. тонн) и СПГ (140 тыс. тонн).
В то же время, объем инвестиций в проекты, связанные с Севморпутем, оцениваются «Росатомом» на уровне 19 трлн рублей до 2035 г. В компании отмечают, что инвестиции в Севморпуть полностью окупятся, и объем налоговых сборов с этих проектов составит около 21 трлн руб. за тот же период.
В «Росатоме» также отмечают, что интенсификация использования СМП для международных перевозок не повлечет за собой негативных экологических последствий. В компании отметили, что по итогам трех лет собственных наблюдений за арктической экосистемой рисков для окружающей среды, связанных с судоходством по Севморпути, не выявлено. В «Росатоме» также подчеркнули, что на настоящий момент не существует единой международно-принятой методологии оценки экологических рисков, и компания работает над выработкой стандартов для сохранения арктической экосистемы.
Дальнейшее развитие Севморпути имеет стратегическую значимость с точки зрения новой ресурсной политики в контексте поворота России на Восток. Эксперты отмечают, что значительная доля российского экспорта нефти (до 80%) по-прежнему осуществляется через Суэцкий канал, и таким образом уязвима перед лицом геополитических и региональных вызовов.
За последние несколько лет, Россия достигла значительного прогресса в создании альтернативных транспортных коридоров для решения этой проблемы. В их числе масштабный проект «Роснефти» «Восток Ойл», а также железнодорожные маршруты через Иран в Саудовскую Аравию и Индию в рамках транспортного коридора «Север-Юг». Однако многие международные эксперты сходятся во мнении, что Севморпуть является наиболее перспективным маршрутом из Россию в Азию с точки зрения пропускной способности, и в силу географических и климатических факторов.
Согласно планам развития Севморпути, в 2024 г. объем грузоперевозок должен более чем удвоиться и составить 80 млн тонн. Отмечается, что в настоящее время по СМП перевозится три типа грузов: поставки из Обской губы и Енисейского залива, грузы для снабжения инвестиционных проектов в Арктике и северный завоз, а также транзит на борту судов с портами загрузки и отгрузки за пределами Северного морского пути.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики Кристиан Роуз.