Новости и события

<<< Вернуться к списку

Северный морской путь становится ключевым международным транспортным коридором на фоне роста грузоперевозок

14 декабря 2023

 

Объем поставленных по Северному морскому пути (СМП) грузов составит рекордные 36,6 млн тонн по итогам 2023 г., сообщил вице-премьер России Ю. Трутнев. Рост объема грузоперевозок по Севморпути в уходящем году значительно превысит планировавшиеся показатели, что говорит о диверсификации цепочек поставок во внешней торговле России и растущей значимости СМП в международной логистике.

Впервые в 2023 г. китайский контейнеровоз «NewNew Polar Bear» с 1638 контейнерами на борту прошел по Севморпути из Шанхая в Санкт-Петербург и обратно, что закрепило статус СМП как международного транспортного коридора. Компания «NewNew Shipping Line», которая является оператором судна, заявила о начале регулярных рейсов по Севморпути. Запуск регулярных контейнерных перевозок стал новым этапом в развитии СМП, который прежде использовался для поставок, главным образом, нефти и сжиженного природного газа (СПГ).

По данным британского отраслевого издания Lloyd’s List, «NewNew Shipping Line» планирует запустить до 10 контейнеровозов по Северному морскому пути. В настоящее время для арктических рейсов по маршруту Шанхай-Санкт-Петербург одобрены четыре китайских корабля, в их числе «Xin Xin Hai 1», «Xin Xin Tian 1» и «NewNew Star». Сообщается, что еще один китайский корабль будет ходить по короткому маршруту до Архангельска.

По данным «Росатома», объем перевозок транзитных грузов по Севморпути также достиг исторического максимума в 2023 г., составив 2 млн 120 тыс. тонн. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2021 г., когда по СМП было перевезено 2 млн тонн транзитных грузов. Сообщается, что в число главных транзитных грузов в уходящем году вошли нефть (1,5 млн тонн), железнорудный концентрат (350 тыс. тонн) и СПГ (140 тыс. тонн).

В то же время, объем инвестиций в проекты, связанные с Севморпутем, оцениваются «Росатомом» на уровне 19 трлн рублей до 2035 г. В компании отмечают, что инвестиции в Севморпуть полностью окупятся, и объем налоговых сборов с этих проектов составит около 21 трлн руб. за тот же период.

В «Росатоме» также отмечают, что интенсификация использования СМП для международных перевозок не повлечет за собой негативных экологических последствий. В компании отметили, что по итогам трех лет собственных наблюдений за арктической экосистемой рисков для окружающей среды, связанных с судоходством по Севморпути, не выявлено. В «Росатоме» также подчеркнули, что на настоящий момент не существует единой международно-принятой методологии оценки экологических рисков, и компания работает над выработкой стандартов для сохранения арктической экосистемы.

Дальнейшее развитие Севморпути имеет стратегическую значимость с точки зрения новой ресурсной политики в контексте поворота России на Восток. Эксперты отмечают, что значительная доля российского экспорта нефти (до 80%) по-прежнему осуществляется через Суэцкий канал, и таким образом уязвима перед лицом геополитических и региональных вызовов.

За последние несколько лет, Россия достигла значительного прогресса в создании альтернативных транспортных коридоров для решения этой проблемы. В их числе масштабный проект «Роснефти» «Восток Ойл», а также железнодорожные маршруты через Иран в Саудовскую Аравию и Индию в рамках транспортного коридора «Север-Юг». Однако многие международные эксперты сходятся во мнении, что Севморпуть является наиболее перспективным маршрутом из Россию в Азию с точки зрения пропускной способности, и в силу географических и климатических факторов.

Согласно планам развития Севморпути, в 2024 г. объем грузоперевозок должен более чем удвоиться и составить 80 млн тонн. Отмечается, что в настоящее время по СМП перевозится три типа грузов: поставки из Обской губы и Енисейского залива, грузы для снабжения инвестиционных проектов в Арктике и северный завоз, а также транзит на борту судов с портами загрузки и отгрузки за пределами Северного морского пути.

Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики Кристиан Роуз.