Российская экономика продолжает расти устойчивыми темпами на фоне ускорения потребительского спроса, положительной динамики в обрабатывающей промышленности и продолжающейся переориентации внешней торговли в сторону «глобального Юга». На фоне умеренного рост объемов мировой торговли, западные страны по-прежнему отстают от темпов расширения товарооборота между странами формирующегося рынка, что свидетельствует о дальнейшей консолидации Мирового большинства.
По данным международного рейтингового агентства S&P, обрабатывающая промышленность России в апреле 2024 г. продемонстрировала «значительное улучшение» основных показателей. По оценкам S&P, в прошлом месяце российские производители показали «резкое увеличение» объемов производства и поставок товаров, при этом объемы заказов на поставку товаров росли самыми быстрыми темпами с июля 2017 г., что сопровождалось дальнейшим ростом занятости в обрабатывающих отраслях.
Таким образом, индекс деловой активности (Purchasing Managers’ Index, PMI) составил 54,3 пункта в апреле (значения PMI выше 50 отражают рост, ниже – сокращение деловой активности). Эксперты S&P подчеркивают, что российская экономика по-прежнему испытывает нехватку рабочей силы в условиях исторически низкой безработицы, что ведет к росту зарплат в обрабатывающих отраслях. В то же время высокий спрос на логистические услуги со стороны производителей ведет к росту стоимости и сроков доставки товаров.
Таким образом, рост деловой активности в промышленности создает благоприятные рыночные условия для развития транспортной инфраструктуры и дальнейшего формирования рынка квалифицированных работников, которые могут стать основой нового среднего класса России.
По темпам роста промышленности среди крупнейших экономик мира, Россия в прошлом месяце заняла четвертое место, уступив лишь Индии, Бразилии и Греции, и обогнав Индонезию и Испанию. Об этом говорится в докладе S&P о деловой активности в промышленности в апреле 2024 г., выпущенном при поддержке американского инвестиционного банка JP Morgan. В докладе отмечается, что рост промышленного производства в целом по миру замедлился в прошлом месяце по сравнению с мартом 2024 г. на фоне сокращения промпроизводства в Германии, Франции, Великобритании, Мексике и Малайзии.
Эксперты S&P отмечают, что рост промышленности поддерживается ускорением мировой торговли и постепенным восстановлением глобальных цепочек поставок. Однако в числе основных рисков по всем крупнейшим экономикам отмечаются сохраняющиеся риски высокой инфляции и нехватка квалифицированной рабочей силы.
Тем не менее, оптимистичные оценки ситуации в обрабатывающей промышленности России подкрепляются и положительными оценками динамики в сфере услуг. Согласно отдельному докладу S&P, индекс деловой активности (PMI) в сфере услуг составил 50,5 пункта в апреле, оставаясь, таким образом, на траектории «умеренного роста». Отмечается, рост промышленности и внешней торговли России привел к увеличению спроса на услуги, за счет чего открывается растущее число новых компаний. Эксперты S&P отмечают, что российское бизнес-сообщество настроено оптимистично, и ожидает дальнейшего роста спроса на услуги в этом году.
С точки зрения инфляционного давления, в зоне наибольшего риска в апреле оказались Великобритания, Испания и Япония. В то же время, эксперты S&P указывают, что в Индии, России и Китае индекс отпускных цен находится ниже средних показателей за период 2010-2020 гг., не в последнюю очередь, за счет постепенного наращивания предложения товаров и услуг в этих странах.
Согласно оценкам агентства Bloomberg, наибольшие риски, связанные с глобальной инфляцией, наблюдаются на мировых рынках зерна и энергоносителей. Эксперты отмечают, что объем поставок зерновых на мировой рынок, по оценкам Министерства сельского хозяйства США, может достичь восьмилетнего минимума, что ставит импортозависимые страны в уязвимое положение. Одновременно, Международное энергетическое агентство (МЭА) отмечает, что возможный рост цен на нефть в текущем году может также разогнать инфляцию в странах, зависимых от импорта углеводородов.
В результате, по оценкам S&P, наблюдается дальнейшее расхождение между моделями осуществления внешнеэкономической деятельности в западных странах и странах формирующегося рынка. В то время как страны Мирового большинства наращивают объемы экспорта и взаимной торговли, в западных странах объемы экспорта продолжают сокращаться. Отмечается, что самый слабый экспортный потенциал наблюдается в промышленности западных стран, в то время как обмен услугами между этими странами стабилизировался в апреле.
Таким образом, продолжается формирования многополярной системы международных экономических отношений в условиях возрастающей роли новых центров роста мировой экономики. В их числе оказываются страны БРИКС и ОПЕК+, а также другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. Представляется, что, по мере восстановления экономического роста в мире, Россия и ее торгово-экономические партнеры будут играть все более значительную роль в продолжающейся трансформации мировой экономики.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.