Оборот мировой торговли сократится на 5% по итогам уходящего года, сообщает Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эксперты ООН отмечают, что прогноз на 2024 г. характеризуется значительной неопределенностью и пессимизмом в связи с продолжающейся фрагментацией системы мировой торговли, нарушением цепочек поставок и геополитическими рисками.
По оценкам ЮНКТАД, общий оборот мировой торговли составит около 30,7 трлн долл. за 2023 г., причем торговля товарами сократится на 8% (ок. 2 трлн долл.), а торговля услугами, напротив, вырастет на 7% (ок. 500 млрд долл.). Аналитики ООН заявляют, что главным вызовом для системы мировой торговли в уходящем году стало сокращение экспорта из развивающихся стран, а также сокращение потребления в развитых странах, снижение экономической активности в странах Восточной Азии, а также снижение цен на сырьевые товары.
В свою очередь, Россия находится в процессе масштабной трансформации внешней торговли на фоне сокращения товарооборота с США и их союзниками. По данным Торгового представительства США, объем товарного экспорта из США в Россию упал на 74% в 2022 г., а импорт сократился на 51,3%. При этом США, как отмечают в ЮНКТАД, переориентируют свою внешнюю торговлю на Канаду и Мексику.
Похожая динамика наблюдается в торговых отношениях России с ЕС: по данным Евростата, доля России во внешней торговле блока упала с 9,5% в феврале 2022 г. до 2% в сентябре 2023 г.
Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), оборот внешней торговли России вырос на 8,1% по итогам 2022 г., но снизился на 16,1% за первые три квартала 2023 г. Рекордные объемы торговли с ЕС в 2022 г. объясняются высокими ценами на энергоресурсы, в то время как 29-процентное снижение экспорта в долларовом выражении в 2023 г. отчасти связано со снижением цен на нефть.
Тем не менее, в 2023 г. отмечается бурный рост российской торговли со странами Востока и «глобального Юга». Так, оборот торговли с Китаем в январе-ноябре 2023 г. составил 218 млрд долл., что на 14,7% выше, чем за весь 2022 г. (190 млрд долл.). Продолжается рост торгово-экономического сотрудничества со странами Ближнего Востока, в т.ч. с ОАЭ (+67,7% за 2022 г.) и Саудовской Аравией (+20% за январь-июль 2023 г.). В свою очередь, Индия стала одним из крупнейших покупателей российских энергоресурсов, а оборот двусторонней торговли в январе-сентябре 2023 г. (48,8 млрд долл.) оказался на 25% выше, чем за весь 2022 г. (39 млрд долл.).
Россия также наращивает объемы торговли со странами Латинской Америки (+25% за 2018-2023 гг.) и Африки (+35% за первую половину 2023 г.). Тем временем, по оценкам экспертов Валдайского клуба, бурный рост торговли со странами Средней Азии говорит о значимости этого региона для параллельного импорта, инвестиционного сотрудничества и проектов в сфере энергетики.
Таким образом, «поворот на Восток» создает новые возможности для России по замещению выпадающих торговых потоков с США и ЕС и наращиванию торгово-инвестиционного сотрудничества со странами «мирового большинства».
Следует отметить, что ЮНКТАД говорит о снижении оборота мировой торговли в долларовом выражении. Ряд исследователей отмечают, что в силу разницы валютных курсов в разных странах, данные по международной торговле в долларовом выражении могут содержать существенные неточности и несоответствия с погрешностью в 7-10%. Таким образом, снижение экспорта и импорта в долларовом выражении не обязательно говорит о снижении объемов поставок тех или иных товаров.
Во-вторых, негативные процессы, отмеченные экспертами ООН, происходят на фоне постепенной дедолларизации и перехода части международных расчетов в национальные валюты. Как отмечается в докладе американского инвестбанка J.P.Morgan, дедолларизация наблюдается как на валютных рынках, так и в международной торговле нефтью, расчеты за которую все чаще производятся в дирхамах ОАЭ, китайских юанях и других национальных валютах. В результате, значимость рисков, связанных с долларовыми транзакциями, будет снижаться по мере наращивания международных расчетов в национальных валютах.
По оценкам экспертов Российского совета по международным делам, структурные перемены во внешней торговле России начались в середине прошлого десятилетия. Такие изменения происходят постепенно в силу масштабности задач по импортозамещению, дедолларизации и выстраиванию новой архитектуры внешней торговли. В конечном итоге, разворот России в сторону «глобального Юга» позволит диверсифицировать направления поставок и расширить экспортный потенциал при одновременном прагматичном сохранении торговых связей с некоторыми старыми партнерами.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики Кристиан Роуз.