Промышленное производство в России вернулось к росту в октябре 2024 г. после кратковременного замедления в предыдущем месяце на фоне адаптации производителей и экспортеров к растущей стоимости труда и логистики. За тот же период, секторы промышленного производства в США и еврозоне продолжают демонстрировать отрицательную динамику, в то время как одним из лидеров по темпам роста промышленности остается Индия – не в последнюю очередь, в силу растущих торгово-экономических связей с Россией.
Международные наблюдатели отмечают преобладание негативных тенденций в промышленности западных стран в условиях продолжающейся фрагментации цепочек добавленной стоимости, и на этом фоне консолидация Мирового большинства (как финансово-экономическая, так и политико-дипломатическая) открывает новые возможности для промышленного подъема, движущей силой которого становятся страны БРИКС.
Согласно данным Индекса деловой активности (Purchasing Managers Index, PMI) международного рейтингового агентства S&P, российским производителям удалось, по большей части, преодолеть негативные последствия роста издержек на транспорт, сырье и рабочую силу. Темпы роста трудоустройства в российской промышленности ускорились в октябре, большинство производителей продолжают нанимать новых работников. В условиях рекордно низкой безработицы (2,4% в октябре) продолжают расти зарплаты в сфере промышленности.
В итоге, индекс PMI в российской промышленности вернулся в положительную территорию (50,6 пункта в октябре по сравнению с 49,5 в сентябре). Согласно методологии S&P, значения выше 50,0 означают рост, ниже – сокращение деловой активности. Следует отметить, что сентябрь оказался единственным месяцем текущего года, когда PMI в российской промышленности оказался ниже значения в 50,0 пункта.
Рис. 1. Индекс деловой активности (PMI) в российской промышленности, 2008 – 2024 гг. Источник: S&P Global.
Эксперты S&P отмечают, что экспортные заказы на продукцию российских производителей растут третий месяц подряд. В то же время, общие темпы роста в российской промышленности в настоящий момент находятся на самом высоком уровне с января 2008 г. в силу растущего спроса со стороны как потребителей внутри страны, так и главных внешнеторговых партнеров России.
В докладе отмечается, что рост объемов промышленного производства в России также формирует оптимистичные ожидания на ближайшие недели и месяцы. Рост инвестиций в автоматизацию производства, разработка новых продуктов на российских предприятиях и рост спроса на сырьевые товары внутри страны также способствуют укреплению уверенности производителей в завтрашнем дне. В то же время отмечается постепенная модерация инфляционного давления по мере структурной адаптации российской экономики к новым реалиям как внутри страны, как и на международном уровне.
Рис. 2. Темпы роста издержек в российской промышленности, 2011 – 2024 гг. Источник: S&P Global.
Тем временем, в промышленности западных стран продолжают преобладать негативные тенденции. По данным S&P, Индекс деловой активности в США находится в отрицательной территории на уровне 48,5 пункта в октябре, что немногим лучше, чем 47,3 месяцем ранее. Эти данные соотносятся с недавней публикацией Экономического института Леви (США), в которой исследователи выделяют ряд долгосрочных негативных тенденций в американской промышленности. В их числе (1) сокращение торгового баланса США в сфере высоких технологий и производства средств производства; (2) рост зависимости от импорта технологий и оборудования; (3) сокращение доли высокотехнологичных производств в ВВП США; (4) рост доли сырьевых товаров в структуре ВВП США; (5) падение реальных зарплат; (6) структурный поворот к росту зарплат в сфере потребления; (7) сокращение трудоустройства в высокотехнологичных отраслях.
В отдельном докладе S&P по еврозоне отмечается, что промышленный PMI за октябрь находится «на пятимесячном максимуме» в 46,0 пункта (по сравнению с 45,0 в сентябре), что говорит о продолжающейся деиндустриализации европейских союзников США. Эксперты S&P отмечают продолжающееся сокращение объемов промышленного производства в еврозоне, сокращение спроса на сырьевые товары и падение занятости населения в европейской промышленности.
По данным совместного доклада американского инвестиционного банка J.P. Morgan и S&P, Индекс деловой активности в промышленности в среднем по миру демонстрирует сокращение в октябре на уровне 49,4 пункта (по сравнению с 48,7 месяцем ранее). Аналитики отмечают сокращение объемов международной торговли, падение уровня занятости в глобальной промышленности и нарушение традиционных цепочек поставок, что позволяет говорить о дальнейшем распаде западноцентричной модели глобализации мировой экономики.
Рис. 3. Индекс деловой активности в промышленности в среднем по миру, 2011 – 2024 гг. Источник: J.P. Morgan, S&P.
В настоящих условиях, промышленный ренессанс в России выглядит оптимистично не только с точки зрения перспектив дальнейшего развития российской экономики, но и с точки зрения развития международных отношений с нейтральными и дружественными странами. В то время как западные экономики сообщают о замедлении роста до шестимесячных минимумов, страны Мирового большинства находятся в поиске новых источников роста и моделей национального развития в силу неспособности западных финансово-экономических институтов поддерживать прежний уровень перераспределения доходов по всему миру. Одним из таких источников роста становится международная торговля между странами Глобального Юга, ведущую роль в развитии которой играет БРИКС.
По данным S&P, Индия стала одной из самых быстрорастущих экономик среди крупных стран в 2023-2024 гг., в то время как Бразилия также демонстрирует уверенные показатели роста. В частности, Нью-Дели и Бразилиа существенно увеличили объемы торговли с Россией за указанный период (по некоторым данным, на 12% и 19,6%, соответственно), а их торгово-экономические отношения с другими странами БРИКС также растут.
В результате, по данным S&P за октябрь 2024 г., темпы роста индийской промышленности продолжают ускоряться (57,5 пункта по сравнению с 56,5 месяцем ранее), главным образом, за счет роста международного спроса на индийскую продукцию. Этому способствует продолжающееся укрепление торговых связей с Россией, улучшение политико-дипломатических связей с Китаем по итогам Саммита БРИКС в Казани, а также растущая роль сектора высоких технологий в индийской экономике.
Рис. 4. Динамика изменения совокупного PMI в крупнейших странах БРИКС, 2017 – 2024 гг. Источник: S&P.
Таким образом, продолжающийся подъем в российской сфере промышленности играет ключевую роль не только с точки зрения роста экономики России и укрепления ее суверенитета, но также и с точки зрения формирования новой, многополярной, системы международных отношений. По мере расширения торгово-экономических, финансовых и технологических связей стран БРИКС по всему миру, страны Мирового большинства начинают играть ведущую роль в переходе к Шестому технологическому укладу. В то же время, политико-дипломатическое сближение между странами Глобального Юга, которому способствует интеграция в рамках БРИКС, обеспечит снижение потенциала к распространению глобальных и региональных конфликтов.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.