Доходы от экспорта российских энергоносителей продолжают расти в результате переориентации внешней торговли в сторону Мирового большинства при одновременном сокращении торгово-экономического сотрудничества с недружественными странами. Устойчивость компаний российского ТЭК в условиях санкционного давления позволяет говорить не только о сохранении стабильных объемов экспорта, но также и о запуске новых ресурсно-промышленных проектов в Сибири и о наращивании транспортно-логистических возможностей в Русской Арктике.
Согласно анализу данных по российской внешней торговле от РИА Новости, Россия увеличила доходы от экспорта энергоносителей на 56 млрд долл. на фоне перемен в структуре мировой экономике в последние годы. Сообщается, что в 2023 г. Россия экспортировала углеводородов на сумму 218,4 млрд долл., при этом среднее значение за 2019-2021 гг. составило 162,35 млрд долл.
Эксперты отмечают, что, хотя экспорт в страны ЕС упал с 102,5 млрд долл. в 2019-2021 гг. до 31,6 млрд долл. в 2023 г., выпавшие доходы удалось с лихвой компенсировать за счет роста поставок в Бразилию, Индию, Индонезию, Китай, Малайзию и Турцию. Доходы от экспорта энергоресурсов в эти страны выросли со среднего значения в 59,9 млрд долл. в 2019-2021 гг. до 186,7 млрд долл. в 2023 г. Следует отметить, что продажи в Индию выросли за указанный период с незначительных объемов до 53,7 млрд долл., экспорт в Турцию увеличился с 12,4 млрд долл. до 30,1 млрд долл., а поставки в Китай выросли с 43,3 млрд долл. до 94,6 млрд долл.
Данные показывают, что меняющаяся структура внешней торговли России отражает более широкий геостратегический тренд на всестороннее укрепление связей в рамках БРИКС. В этом контексте следует отметить заявление китайского министра иностранных дел Ван И, который сообщил на пресс-конференции по итогам ежегодного заседания в Пекине 7 марта, что КНР готова к дальнейшему укреплению сотрудничества и «консолидации дружбы» с Россией. Одновременно, рост оборота торговли с Индонезией и Малайзией за последние два года говорит о практическом становлении России как Азиатско-Тихоокеанской державы – задача, обозначенная экспертами НИУ-ВШЭ еще 10 лет назад.
В данном контексте, новые ресурсно-промышленные и транспортно-логистические проекты в Сибири и Русской Арктике играют ключевую роль в реализации более широкой стратегии Восточного поворота.
Так, в начале марта 2024 г. «Газпром нефтью» было объявлено о запуске нового проекта по развитию Чонского кластера в Иркутской области и Якутии. Сообщается, что в этом году компания планирует пробурить две высокотехнологичные нефтяные скважины на Игнялинском месторождении и шесть газоконденсатных скважин на Вакунайском и Тымпучиканском месторождениях. В инфраструктурный комплекс Чонского кластера также войдут установки подготовки нефти, комплексной подготовки газа и стабилизации конденсата, приемо-сдаточный пункт, энергоцентр, нефтегазотранспортная система и другие объекты. Реализация проекта стала возможной в результате успешных геологоразведочных работ.
Расширение центра добычи нефти в Восточной Сибири, отмечают в «Газпром нефти», позволит увеличить поставки на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Таким образом, развитие Чонского кластера встанет в один ряд с такими проектами, как «Восток Ойл» «Роснефти» и Арктик-СПГ и Ямал-СПГ «НОВАТЭКа», которые имеют стратегическое значение для реализации «Сибирского поворота» к Мировому большинству.
Тем временем, развитие арктического направления и Севморпути получит дополнительный импульс в результате реализации арктической программы в Мурманском морском торговом порту.
Следует отметить, что международные наблюдатели отмечают рост самодостаточности России в сфере логистики нефтяных поставок. Так, по данным S&P, российские операторы танкеров в феврале 2024 г. заняли второе место по перевозкам российской нефти после греческих операторов, сохраняющих лидерство, невзирая на западные санкции. В ноябре 2022 г. российские операторы находились лишь на пятом месте в списке перевозчиков российской нефти. При этом доля российского нефтяного экспорта, торгующегося по ценам выше т.н. «нефтяного потока», находится на уровне около 70% от общих поставок, главным образом за счет более дорогих сортов Sokol, Sakhalin Blend и ESPO (Восточная Сибирь-Тихий океан). Эти сорта экспортируются, главным образом, в страны Мирового большинства, в то время как марка Urals, отгружаемая в портах европейской части России, торгуется по более низким ценам.
Представляется, что курс на дальнейшую консолидацию связей с Мировым большинством требует форсированного расширения ресурсно-промышленных и транспортно-логистических возможностей Сибири и Русской Арктики. Последовательный запуск и реализация новых проектов в этих регионах отражает растущее осознание стратегической роли Азиатской России как связующего звена с новыми центрами роста мировой экономики.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.