Объем поставок грузов по Северному морскому пути (СМП) в 2023 г. превзошел плановые показатели на 250 тыс. тонн и составил рекордные 36,254 млн тонн. Об этом сообщает корпорация «Росатом», которая отвечает за развитие ключевого логистического коридора в российской Арктике, со ссылкой на уточненные данные по объему грузопотока в ушедшем году.
По данным «Росатома», поставки сжиженного природного газа (СПГ), произведенного компанией «Новатэк», составили более половины грузов, перевезенных по Севморпути в 2023 г. В «Росатоме» также отметили компании «Газпром нефть», «Лукойл» и «Норникель», которые перенаправили свою продукцию с Запада на Восток, что также поспособствовало росту поставок по СМП.
Продолжающийся разворот России в сторону Востока и «глобального Юга» благоприятно сказался на развитии арктической транспортной артерии в ушедшем году. В «Росатоме» отмечают, что в 2023 г. было выдано 1218 разрешений на проход судов по СМП, в том числе 115 иностранным компаниям, в то время как за 2022 г. таких разрешений было выдано 1163 и 55, соответственно. Рост международного сотрудничества также был отмечен запуском регулярных рейсов китайской судоходной компанией NewNew Shipping Line, которая перевезла более 100 тыс. тонн грузов между портами Китая и Санкт-Петербургом, Калининградом и Архангельском.
Помимо роста интереса международных компаний к перевозкам по Севморпути, в «Росатоме» отметили рост транзитных перевозок, что также говорит о востребованности арктического маршрута. В ушедшем году транзитом по СМП прошло 80 судов по сравнению с 47 такими рейсами в 2022 г. Общий объем транзитных грузов, перевезенных по Севморпути, превзошел уровень 2021 г. и также достиг исторического максимума на уровне 2 млн 129 тыс. тонн.
Главным транзитным грузом стала нефть в объеме 1,5 млн тонн, а также железорудный концентрат в объеме 350 тыс. тонн. «Газпром» также отправил груз сжиженного природного газа (СПГ) объемом 70 тыс. тонн по Севморпути, и еще один такой груз объемом в 70 тыс. тонн был отправлен компанией «ЭЛСИ Майнинг».
Как отмечают международные наблюдатели, рост грузоперевозок по СМП говорит о растущей стратегической значимости арктического региона, где Россия уверенно развивает инфраструктуру и оказывает регуляторную поддержку судоходству. Отмечается, что растущая популярность Севморпути среди иностранных компаний внесет значительные изменения в структуру международной логистики. Эксперты также признают, что СМП имеет бесспорное преимущество с точки зрения эффективности поставок и сокращения выбросов диоксида углерода.
Развитие Севморпути также создает новые возможности для улучшения качества жизни в российской Арктике, а также регионах Сибири и Дальнего Востока. Так, «Росатом» сообщает, что в ушедшем году были выполнены три регулярных каботажных рейса между северо-западной частью России и портами Дальнего Востока. В то же время, строительство инфраструктурных объектов, связанных с обеспечением работы СМП, создает новые высокотехнологичные рабочие места.
Согласно планам развития Севморпути, объем грузоперевозок в 2024-2025 гг. должен достичь 80 млн тонн, а круглогодичная навигация по арктическому маршруту начнется уже в этом году.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики Кристиан Роуз.