Объем двусторонней торговли между Россией и Индией установил новый рекорд в первые четыре месяца 2024 г. и достиг 23,1 млрд долл., что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате, Россия стала четвертым по величине торговым партнером Индии в этом году. Экспорт товаров из Индии в Россию вырос на 21%, до 1,6 млрд долл. При этом объем российских поставок в Индию составил 21,6 млрд долл., в результате чего Россия стала вторым по величине поставщиком товаров в Индию после Китая.
По итогам 2023 г. общий объем российско-индийской торговли превысил 60 млрд долл., и, согласно некоторым оценкам, при сохранении существующих тенденций эта цифра может вырасти на 20-40%, до 78-91 млрд долл., к концу текущего года.
Как сообщает индийское издание the Economic Times, премьер-министр Н. Моди в ходе государственного визита в Москву 8-9 июля 2024 г. намеревается обсудить с президентом России В. Путиным вопросы двусторонних расчетов на фоне беспрецедентного роста объемов торговли и постепенной дедолларизации международных финансов. По данным индийской газеты Business Standard, Путин и Моди также обсудят вопросы таможенных пошлин, нетарифных ограничений и логистики двусторонней торговли в условиях, когда Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию.
По мнению экспертов Российского совета по международным делам (РСМД), Индия является одним из ключевых стратегических партнеров России на фоне продолжающегося формирования многополярной системы международных отношений. В то же время, как сообщает Associated Press, Индия также является одним из главных рынков для российского оборонного экспорта: до 60% своего военного оборудования Нью-Дели закупает у российских поставщиков. Дальнейший рост экспорта российских энергоресурсов в Индию также возможен по мере развития инфраструктуры, обеспечивающей прямые бесперебойные поставки между двумя странами.
Индийские эксперты отмечают, что вопросы российско-индийского сотрудничества сегодня выходят далеко за пределы экономического взаимодействия. Так, сообщается, что Индия заинтересована в развитии сотрудничества в Арктике, космосе, киберпространстве и ядерной энергетике. Что касается вопросов логистики, то особое внимание уделяется развитию морского коридора Владивосток-Ченнаи, а также согласованию Взаимного соглашения о логистике (Reciprocal Exchange Logistics Agreement, RELOS), предварительный вариант которого, как сообщает the Hindu, уже одобрен российской стороной.
В свою очередь, Сибирский макрорегион играет все более важную роль в развитии индо-российских отношений. Так, в июне 2024 г. первая партия кузбасского угля была поставлена в Индию железнодорожным транспортом по международному коридору «Север-Юг» через Казахстан, Туркмению и Иран, откуда груз был доставлен в индийский порт Мумбаи морским транспортом. Тем временем, рост присутствия российского торгового флота в акватории Индийского океана играет и важную гуманитарную роль: сообщается, что 23 июня российские моряки спасли экипаж тонущего судна в Аденском заливе, на борту которого были граждане Индии, Мьянмы, Бангладеш и Индонезии.
Важным событием также стали поставки индийского алюминия в Россию в текущем году. По данным индийской статистической службы, 45 тыс. тонн необработанного алюминия на сумму 16,5 млн долл. было поставлено в Россию весной 2024 г. Следует отметить, что двусторонняя торговля характеризуется значительным профицитом в пользу России, и рост поставок индийских товаров в Россию (в том числе, сельхозпродукции) способствует укреплению стабильности двусторонних торговых отношений.
Дальнейшее развитие индо-российского взаимодействия подкрепляется новым этапом развития транспортно-логистических возможностей Сибирского макрорегиона. По некоторым оценкам, Байкало-Амурская магистраль (БАМ) становится одной из ключевых транспортных артерий, связывающих Россию не только со странами Дальнего Востока, но также и с Индией и другими странами Южной Азии, а также с ближневосточными партнерами. БАМ отмечает свой 50-летний юбилей в этом году, и в планах – дальнейший рост пропускной способности (со 173 до 210 млн тонн грузов в год к 2030 г.), создание новых рабочих мест и укрепление транспортной связанности Восточной Сибири со странами Мирового большинства, в том числе, с Индией.
В настоящих условиях, дружба между Нью-Дели и Москвой становится одним из ключевых геоэкономических и стратегических элементов «новой многополярности» в международных отношениях.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.