Новости и события

<<< Вернуться к списку

Поворот на Восток, внутреннее потребление и рост мировых цен: перспективы для российского ТЭК в 2024 г.

07 февраля 2024

 

Производство и поставки на внутренний рынок дизельного топлива и бензина выросли по итогам 2023 г. на фоне общего снижения нефтяного экспорта, а также переориентации экспортных потоков в сторону стран «глобального Юга» и Востока. Увеличение объемов внутренней переработки нефти в России продолжается на фоне ожидаемого роста мировых цен на топливо, связанных с военно-политическими трениями вдоль ключевых логистических маршрутов, а также возможным смягчением денежно-кредитной политики и снижением стратегических запасов в западных странах.

Как сообщил вице-премьер А. Новак в ходе «открытого диалога» в Совете Федерации, производство дизтоплива выросло на 3,5% в прошлом году, до 88,1 млн тонн, а производство бензина прибавило 3,1% до 43,9 млн тонн. При этом глубина переработки нефти в России выросла до 84,1% в 2023 г. по сравнению с 83,9% в предшествующий период.

Новак подчеркнул, что экспорт нефти снизился на 3,3% до 234,3 млн тонн, из них 85% поставок пришлось на восточное направление, и лишь 15% было поставлено в западные страны. Для сравнения, в 2021 г. это соотношение было соответственно 40% и 60%. Эти данные говорят о масштабном «повороте на Восток» для российского ТЭК, и продолжающееся укрепление торгово-экономических связей с дружественными и нейтральными странами «мирового большинства» способствуют сохранению этих тенденций в будущем.

При этом Новак отметил, что поставки дизтоплива на внутренний российский рынок выросли на 17%, бензина – на 7% в январе 2024 г. на фоне продолжающегося роста внутреннего потребления топлива, связанного с ускорением темпов роста деловой активности в российской обрабатывающей промышленности. При этом розничные цены на бензин остаются стабильными в январе. Вице-премьер отметил, что в 2030 г. российские компании увеличат производство дизтоплива еще на 30 млн тонн в год, и бензина – на 5 млн тонн в год.

Переориентация российского ТЭК на внутренний рынок и рынки стран «мирового большинства» происходит на фоне дискуссии о возможном дефиците топлива на мировых рынках в ближайшие годы. Как отмечает агентство Рейтер, мировые цены на дизельное топливо могут резко увеличиться уже в 2024 г. в силу ряда факторов геополитического и экономического характера. Эксперты отмечают, что стратегические запасы дизтоплива в Северной Америке, Европе и Сингапуре в январе 2024 г. оказались ниже средних значений за последние 10 лет.  

Так, запасы дистиллятного топлива в США оказались на низшем уровне с 1951 г. (114 млн барр. к концу ноября 2023 г.), а товарные запасы топлива оказались на 16% ниже среднего показателя на последние 10 лет. В Европе запасы топлива оказались на 5% ниже, а в Сингапуре на 33% ниже средних 10-летних значений. Тем временем, согласно данным агентства Bloomberg, военно-политические трения в акватории Красного моря привели к росту стоимости морских поставок топлива на 182% в январе этого года, хотя некоторые перевозчики находят способы обеспечить безопасность своих судов.

На фоне роста глобальной турбулентности, американская компания Occidental Petroleum предупреждает о возможном дефиците на рынке нефти уже к концу 2025 г. Глава компании Вики Холлаб отметила, что мировой спрос на нефть увеличится на 1,8 млн баррелей в день в 2025 г., при  этом производство вне блока ОПЕК+ вырастет лишь на 1,3 млн барр./день. Глава Occidental подчеркнула, что мир не может достаточно быстро восполнять запасы сырья, и за прошедшие 10 лет удалось восполнить не более 50% добытой нефти. В то же время в России, по данным Госкомиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), было обеспечено полное восполнение ресурсной базы в 2023 г. за счет открытия 43 месторождений, главным образом, на Урале и в Сибири. 

По данным Минфина России, нефтегазовые доходы бюджета выросли в 1,6 раза в январе 2024 г. до 675,2 млрд руб. При этом , по сообщению агентства Рейтер, ожидается, что нефтегазовые доходы российского бюджета вырастут на 30% в текущем году после сокращения на 24% в 2023 г.

В результате, по некоторым оценкам, Россия находится в более выигрышном положении, чем недружественные страны, с точки зрения обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами. При этом рост торговли с бурно растущими азиатскими рынками открывает новые возможности для развития международной логистики и транспортной инфраструктуры в Сибири.

Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.