По мере роста геостратегической и геоэкономической значимости Сибирского макрорегиона, на передний план выходит проблема развития транспортной связанности Сибири как на федеральном, так и на международном уровне. На фоне продолжающегося разворота российской экономики и внешнеполитических приоритетов в сторону Мирового большинства, реализация ресурсно-промышленного и транспортно-логистического потенциала Сибири требует масштабного инфраструктурного строительства, которое последовательно набирает обороты в последние годы.
20 апреля 2024 г. правительством России был утвержден третий этап модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали (Транссиба). Новые инвестиции в объеме 3,7 трлн руб. позволят расширить пропускную способность обеих магистралей со 180 млн тонн в год, запланированных на 2024 г., до 210 млн тонн в 2030 г. и 270 млн тонн в 2032 г.
Сообщается, что работы в рамках этого инвестиционного проекта запланированы на 12 участках Транссиба и 10 участках БАМа, а еще два участка соединят магистрали между собой. Более того, работы по расширению БАМа и Транссиба уже ведутся, так, по данным РЖД, число строителей на существующих проектах к середине 2023 г. достигло советских показателей.
В свете нового распоряжения правительства, масштаб производимых работ будет только расти, что создаст тысячи новых рабочих мест и приведет к росту эффективного потребительского спроса в сибирских регионах.
Следует отметить, что в рамках текущего второго этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры в Сибири, связанного с реализацией проекта «Восточного полигона» РЖД, увеличение пропускной способности ожидается на уровне 180 млн тонн/год в текущем году по сравнению с 158 млн тонн/год в 2022 г. В условиях роста внешней торговли России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), растет и загруженность железных дорог на восточном направлении. Таким образом, расширение БАМа и Транссиба имеет под собой существенные рыночные основания, в результате чего проект представляется финансово устойчивым в долгосрочной перспективе.
Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры в Сибири играет важную роль и с точки зрения достижения внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России на текущем историческом этапе. В 2023 г. товарооборот регионов Дальневосточного федерального округа со странами АТР вырос более чем на 10%, до 47 млрд долл., а рост товарооборота всей России с АТР увеличился на 18,3%. При этом лишь рост экспорта угля в страны АТР составил 23%, наряду с увеличением как экспорта, так и импорта по другим категориям товаров, в транспортировке которых железнодорожный транспорт играет ключевую роль.
В результате значительно возросшей загруженности железнодорожной инфраструктуры на восточном направлении, часть товаров из Восточной Сибири отправляется на экспорт через порты вдоль Севморпути по мере роста международной значимости и этого транспортного коридора. Таким образом, на фоне ускорения работы по модернизации и расширению БАМа и Транссиба, другие транспортные маршруты начинают играть не меньшую роль в процессе формирования «новой многополярности» в мировой экономике.
В данном контексте важно подчеркнуть укрепление международного сотрудничества по развитию Севморпути, где, в числе прочих проектов, Россия совместно с Индией работают над созданием научного центра, а также над запуском трансарктической контейнерной линии (подобный российско-китайский проект уже реализуется). Еще одним важным направлением развития логистической инфраструктуры России является транспортный коридор «Север-Юг», который свяжет Арктическую зону России с Индией через Иран и ряд других стран. Иранские власти уже подтвердили свою приверженность развитию транспортно-логистической связанности с Россией.
Таким образом, третий этап модернизации логистической инфраструктуры Азиатской России ускорит переход от линейной структуры железнодорожных путей к «древовидной» структуре, а впоследствии – к созданию транспортной сети. В соответствии с существующими научными разработками ИЭОПП СО РАН, такая модель значительно поспособствует развитию территорий Сибири посредством укрепления транспортной связанности всего макрорегиона. В результате расширения структуры железнодорожной сети, сибирские регионы получат дополнительный импульс к развитию обрабатывающей промышленности, добывающих отраслей, сферы услуг и туризма, что приведет к существенному росту макроэкономических показателей, международного сотрудничества и качества жизни населения Сибири.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.