Новые данные свидетельствуют о росте как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов российского бюджета на фоне расширения торгово-экономического сотрудничества со странами Мирового большинства, а также укрепления деловой активности в сфере промышленного производства и высокого потребительского спроса. Промежуточные результаты продолжающейся трансформации модели экономического роста России позволяют говорить о возможности дальнейшего расширения налогово-бюджетного стимулирования и наращивания госрасходов, что способствует выработке новой ресурсной политики в рамках перехода к многополярной системе международных отношений.
По данным агентства Bloomberg, нефтегазовые доходы России выросли на 80% в прошлом месяце по сравнению с февралем 2023 г. и составили 10,4 млрд долл. в результате роста стоимости российской нефти на мировых ранках и эффективной работы компаний российского ТЭК. Аналитики отмечают продолжающееся снижение эффективности западных санкций, в том числе т.н. «ценового потолка» на уровне 60 долл./барр., указывая, что третьи страны могут покупать российскую нефть по более высокой цене, если они не используют услуги западных страховых и логистических компаний.
В результате, страны Мирового большинства действительно нарастили закупки российских энергоносителей, при этом западные наблюдатели отмечают эффективную работу российского танкерного флота. В частности, по данным компании Kpler, отслеживающей поставки нефти по всему миру, закупки российской нефти со стороны индийских компаний выросли в феврале до 1,46 млн баррелей в день. Это на 7,6% больше, чем в январе, при этом, по другим оценкам от компании Vortexa, закупки Индией российской нефти выросли на 11,7% за указанный период. Отмечается, что скидка на российскую нефть для индийских покупателей снизилась до 3,5-4 долл./барр., а стоимость барреля российской нефти приблизилась к цене марки Brent.
В целом, согласно расчетам РИА Новости, поворот в сторону Мирового большинства привел к тому, что Россия заработала 32,2 млрд долл. за счет экспорта нефтепродуктов в 2023 г., что на 2,7 млрд долл. выше среднего значения за 2019-2021 гг. (29,5 млрд долл.). При этом основными покупателями в прошлом году стали Бразилия, Индия, Китай и Турция, которые в значительной степени заместили страны ЕС в структуре российского нефтяного экспорта.
Что касается ненефтегазовых доходов российского бюджета, то, по сообщению министра финансов А. Силуанова, они выросли на 84,8% в январе 2024 г., составив 1,721 трлн рублей. Глава Минфина также отметил, что нефтегазовые доходы выросли на 59,7% за тот же период, до 0,675 трлн рублей.
Помимо благоприятных изменений в структуре внешней торговли, рост поступлений в российский бюджет объясняется увеличением налоговой выручки в результате роста промышленности и сферы услуг. Так, по оценкам международного рейтингового агентства S&P, индекс деловой активности в сфере услуг России составил 55,8 пункта в январе и 51,1 пункта в феврале 2024 г. (значения выше 50,0 отражают положительную динамику). Хотя международные наблюдатели и указывают на замедление потребительской активности в феврале, российские показатели превосходят февральский PMI по сфере услуг в Канаде (46,6 пункта), Германии (48,3) и Франции (48,4) – в этих странах деловая активность в сфере услуг сокращалась.
Тем временем, российская промышленность продолжает демонстрировать бурный рост, что благотворно сказывается на поступлениях в федеральный бюджет. По данным S&P, индекс деловой активности в российской промышленности составил 52,4 пункта в январе и 54,7 пункта в феврале. Эксперты отмечают самый быстрый темп роста новых заказов с 2011 г., рост занятости, а также рост поставок готовой продукции на рынок, в результате чего российская промышленность находится в своей лучше форме за последние 13 лет.
При этом среднемировой индекс деловой активности в промышленности составил лишь 50,0 пункта в январе и 50,3 пункта в феврале. Эксперты S&P отмечают, что мировой логистический кризис (в т.ч. военно-политические трения в Красном море) привел к росту затрат и снижению эффективности промышленности в ряде стран. По оценкам американского инвестбанка JP Morgan, в феврале промпроизводство росло в 14 крупных странах, в т.ч. в Индии, Бразилии, России, Китае и США, а сокращалось в 18 крупных экономиках, в т.ч. в еврозоне, Великобритании, Японии, Канаде, Австралии и на Тайване.
Подробный анализ данных ФНС показывает, что в 2023 г. поступления в российский бюджет формировались за счет налога на добычу полезных ископаемых (27% общей выручки), налога на прибыль организаций (22%), внутренний НДС (20%), НДФЛ (18%), сборы за имущество (5%) и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (4%), а также несколько других сборов. Общие поступления в российский бюджет превысили 36 трлн рублей в 2023 г., что на 7,7% выше, чем в предыдущем году.
В настоящих условиях, потенциал к наращиванию госрасходов способствует продолжающейся трансформации российской экономики с упором на развитие отечественной промышленности, дальнейшее импортозамещение и расширение потребительского спроса. При этом меры налогово-бюджетного стимулирования становятся главной движущей силой перехода к новой ресурсной политике в условиях предложенной «сибиризации» модели экономического развития России. В конечном итоге, результатом Сибирского поворота представляется не только достижение внешнеэкономических и внешнеполитических целей, но и развитие транспортной связанности, рост уровня жизни и реализация «импульсных проектов» в Сибири и за ее пределами.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.