Новости и события

<<< Вернуться к списку

Устойчивое развитие российского ТЭК на фоне углубления торгово-экономических связей с Мировым большинством

04 июня 2024

 

Одна из крупнейших нефтегазовых компаний России, ПАО «НОВАТЭК», сообщает о прогрессе в деле достижения целей устойчивого развития в условиях продолжающейся реализации проектов в Азиатской России. На фоне сохранения годовых объемов поставок сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути (СМП), «НОВАТЭК» обращает внимание на вопросы защиты окружающей среды, а также риски и возможности устойчивого развития. Конкурентоспособность продукции российского ТЭК на мировом рынке, подкрепляемая целями устойчивого развития, таким образом, вносит значительный вклад в формирование многополярной системы международных экономических отношений.

В очередном Отчете об устойчивом развитии за 2023 г. «НОВАТЭК» сообщает о повышении углеродной эффективности своей деятельности, отмечая снижение на 1,5% удельных прямых выбросов парниковых газов. В компании  подчеркивают, что такие выбросы снизились до показателя в 8,5 т CO₂-эквивалента /1000 бнэ, составив, таким образом, один из лучших показателей среди мировых нефтегазовых компаний.  

Важность произошедшего объясняется тем, что ряд ведущих экономик мира в течение нескольких лет работают над снижением выбросов парниковых газов при сохранении темпов экономического роста. По некоторым оценкам, это способствует снижению негативного влияния экономической деятельности на окружающую среду. При этом, по оценкам агентства Bloomberg, глобальные выбросы парниковых газов выросли на 1,1% в 2023 г., достигнув рекордного значения в 36,8 млрд тонн.  Таким образом, усилия «НОВАТЭКа» по снижению выбросов способствуют формированию положительного образа российского нефтегаза среди мировых компаний и повышению привлекательности продукции российского ТЭК среди глобальных покупателей.

В докладе «НОВАТЭКа» раскрывается также ряд рисков и возможностей для устойчивого развития в России. В их числе внешние политические риски отмечены как «высокие», для ответа на них реализуются программы по импортозамещению и локализации производства в России. В то же время технологические риски отмечены как «средние»: в частности, «НОВАТЭК» отмечает снижение частоты производственных травм на 30% в 2023 г. за счет обучения персонала и роста инвестиций в безопасность производства. В свою очередь, климатические риски отмечены как «низкие»: подчеркивается, что компания работает над реализацией экологических и климатических целей до 2023 г.

Следует отметить, что в текущем году производство СПГ в России ожидается на уровне 47,3 млн тонн/год, около 70% из этого объема производится на заводе «НОВАТЭКа» «Ямал-СПГ» на севере Западной Сибири. Значительная часть СПГ отгружается по Севморпути: в 2023 г. «НОВАТЭК» направил по восточному маршруту СМП 32 партии СПГ – столько же было отгружено и в предшествующем году. При этом на «НОВАТЭК» пришлось около половины общего грузопотока Севморпути в 2023 г., который составил 36,254 млн тонн.

Рост производства СПГ в России тесно связан как с развитием торгово-экономических связей со странами Мирового большинства (прежде всего, с Индией и Китаем), так и с новым импульсом к развитию отечественного судостроения. Так, деятельность «НОВАТЭКа» продолжается вопреки санкциям со стороны США и их союзников, при этом для компании строятся 15 танкеров на российской судоверфи «Звезда» на фоне снижения доступности услуг международных перевозчиков для российских компаний. Одновременно, ряд дружественных и нейтральных стран выражают значительную заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества по Севморпути в силу нарушения традиционных цепочек поставок (в т.ч. через Суэцкий и Панамский каналы).

Рост привлекательности СМП с точки зрения экономической выгоды и безопасности перевозок играет все большую роль в процессе формирования новой транспортно-логистической архитектуры многополярного мира. Согласно новому исследованию Университета штата Нью-Йорк (SUNY), преимуществом СМП являются более короткое расстояние от Европы до Азии (по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал), что сокращает как время доставки грузов, так и объем выбросов диоксида углерода в результате такой доставки. В числе недостатков отмечается необходимость дальнейшей работы над развитием инфраструктуры СМП, дорогостоящее использование судов ледового класса, а также вопросы международного согласования при навигации по Севморпути.

Укрепление международного признания как ресурсно-промышленных, так и транспортно-логистических возможностей Сибири происходит на фоне формирования новых моделей торговли между Россией и странами Мирового большинства. Агентство Bloomberg отмечает, что значительная часть российской внешней торговли осуществляется в странах Персидского залива, и т.ч. в ОАЭ и Омане. Этот новый центр российской торговли включает как транзит нефтепродуктов, так и финансовые услуги, туризм и другие виды экономической деятельности. Эксперты Bloomberg отмечают, что всплеск российской экономической активности наблюдается и в Северной Африке, у берегов Марокко.

Таким образом, реализация топливно-энергетических и логистических проектов в Сибири, а также рост и устойчивое развитие российской экономики способствуют дальнейшему сближению со странами Мирового большинства. Как отмечают в «НОВАТЭКе», деятельность компании вносит вклад в достижение как Целей устойчивого развития ООН, так и Национальных целей развития России. В конечном итоге, «поворот на Восток» во внутренне- и внешнеэкономической деятельности России ведет к формированию более справедливой системы международных экономических отношений.

Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.