Новости и события

<<< Вернуться к списку

Внешняя торговля России и перспективы расширения БРИКС: Турция и АТР

03 сентября 2024

 

Очередной раунд расширения БРИКС ожидается в ходе ежегодного XVI саммита стран-участниц блока, который состоится в Казани 22-24 октября 2024 г. Как сообщают международные наблюдатели, ряд важных торговых партнеров России уже подали заявки на вступление в БРИКС. Вероятное одобрение этих заявок станет очередным шагом в сторону консолидации Мирового большинства и де-факто признанием успешности внешнеэкономической и внешнеполитической стратегии России, направленной на формирование «новой многополярности» в международных отношениях.

«Турция может стать сильной, процветающей, престижной и эффективной страной, если она будет работать над улучшением отношений как с Востоком, так и с Западом одновременно»,  – отметил турецкий президент Р.Т. Эрдоган в ходе недавнего выступления в Стамбуле. «Любой другой подход не пойдет на пользу Турции, а лишь причинит ей вред».

Как сообщает агентство Bloomberg, Турция подала заявку на вступление в БРИКС в конце августа – начале сентября 2024 г. Страна-участница НАТО, долгое время стремившаяся к вступлению в ЕС и более тесной интеграции в евроатлантическое сообщество, Турция, по-видимому, разворачивается на Восток. Ряд западных исследователей отмечают, что Анкара пересматривает свои отношения с Западом в свете роли НАТО в геополитических трениях на Ближнем Востоке, а также в силу тектонических сдвигов в мировой экономике.

Как отмечают эксперты Bloomberg, Турция сохраняет тесные экономические и дипломатические связи с Россией, в отличие от своих партнеров по НАТО. В условиях растущей нестабильности в мировой политике и экономике, турецкое руководство нацелено на диверсификацию экономики и внешней торговли. Анкара также призывает к расширению числа постоянных членов Совета безопасности ООН – такие предложения поддерживаются Россией и могут потенциально привести к увеличению роли развивающихся стран в системе глобального управления. Более того, в июле 2024 г. президент Эрдоган также выразил заинтересованность во вхождении Турции в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

«Мы не выбираем между Европейским союзом и Шанхайской организацией сотрудничества, как некоторые могли подумать», – заявил Эрдоган. «Напротив, нам нужно развивать отношения с обоими [блоками], а также с другими организациями на взаимовыгодной основе».

Ожидается, что потенциальное вступление Турции в БРИКС приведет к существенному расширению объемов торгово-инвестиционного сотрудничества Анкары с ключевыми странами-участницами блока, прежде всего, Россией и Китаем, а также с Индией, которая в настоящее время, по некоторым оценкам, становится локомотивом роста мировой экономики.

С точки зрения внешнеторговых приоритетов России, членство Турции в БРИКС открывает новые возможности к укреплению российского экономического и дипломатического влияния как на Ближнем Востоке, так и в Южной Европе. По итогам 2023 г., Турция стала третьим крупнейшим торговым партнером России (взаимный товарооборот составил 56,5 млрд долл.), уступив лишь Китаю (240,1 млрд долл.) и Индии (64,9 млрд долл.). В числе основных товаров в структуре российско-турецкой торговли следует отметить сельхозпродукцию (в том числе цитрусовые и яблоки), а также промышленные и топливно-сырьевые товары.

Президент Эрдоган рассчитывает, что объем двусторонней российско-турецкой торговли достигнет 100 млрд долл., чему в значительной степени может поспособствовать членство Турции в БРИКС.

 

Рис. 1. Динамика изменения объемов турецкого экспорта в Россию, млрд. долл. Источник: ТуркСтат, Bloomberg.

Как сообщает ТуркСтат, за период январь-июль 2024 г. основным источником для турецкого импорта стала Россия, поставив товаров на сумму 25,8 млрд долл. Вторым крупнейшим поставщиком стал Китай (25,4 млрд долл.), а третьим – Германия (15,3 млрд долл.). В свою очередь, основными направлениями турецкого экспорта стали Германия (11,9 млрд долл.), США (9,2 млрд долл.) и Великобритания (8,6 млрд долл.). Таким образом, с точки зрения международной торговли, Турция выступает в качестве связующего звена между странами Запада и БРИКС.

Как отмечают эксперты Bloomberg, турецкое руководство рассчитывает на дальнейшее укрепление экономического сотрудничества с Россией и Китаем, что может поспособствовать превращению Турции в международный центр торговли природным газом из России и Средней Азии. Анкара также ожидает притока инвестиций со стороны китайских производителей электрических автомобилей, что еще больше укрепит роль Турции как торгового посредника между Европой и Азией. 

Тем временем, Азербайджан также подал заявку на вступление в БРИКС. Эксперты Bloomberg отмечают тесные дипломатические связи между Анкарой и Баку, что может объяснять синхронное стремление обеих стран к углублению сотрудничества с БРИКС. В то же время, вступление Азербайджана в БРИКС имеет под собой существенные экономические основания: объем взаимной торговли этой бывшей советской республики с Россией вырос до 4,36 млрд долл. в 2023 г. (+17,5%) и продолжил расти в I полугодии текущего года (+0,15%).

Еще одним направлением для расширения БРИКС в год российского председательства в этом блоке может стать Азиатско-Тихоокеанский регион, играющий существенную роль в трансформации системы международных экономических отношений. Как сообщает Bloomberg, Малайзия и Таиланд объявили о намерении вступить в БРИКС.

В настоящее время, Малайзия становится одним из мировых центров развития микроэлектронной промышленности. Согласно данным Делового совета по сотрудничеству с Малайзией, объем российско-малазийской торговли вырос до 3,11 млрд долл. в 2023 г. по сравнению с 2,79 млрд долл. годом ранее. Объем малазийского экспорта в Россию прибавил 13% (619,3 млн долл.), а импорт вырос на 10,8% до 2,49 млрд долл.

«Некоторые из нас, включая меня, полагают, что нам необходимо найти ответ [на вызовы] нечестной международной финансовой и экономической архитектуры», - отметил бывший глава малазийского Министерства иностранных дел С. Абдулла. «Таким образом, БРИКС мог бы стать одним из способов балансировки некоторых процессов».

Тем временем, министр иностранных дел Таиланда М. Сангиемпхонг прямо заявил, что БРИКС «представляет собой механизм сотрудничества [внутри Глобального] юга, частью которого Таиланд давно хотел стать». Власти Таиланда подчеркивают, что их страна привержена ценностям перехода к многополярной системе международных отношений и увеличению роли развивающихся стран в глобальном управлении.

Таким образом, перспективы расширения БРИКС созвучны внешнеполитическим и экономическим целям России, а ожидаемое принятие новых стран-участниц способствует дальнейшему расширению объемов торгового и инвестиционного сотрудничества со странами Мирового большинства.

Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.