В условиях продолжающейся турбулентности в международной торговле и переориентации мировых цепочек поставок растет значимость Северного морского пути (СМП) как важного евроазиатского логистического коридора. На фоне роста товарооборота между Россией, Китаем, Индией и другими азиатскими странами, растет объем грузоперевозок по СМП, что в свою очередь ведет к развитию инфраструктуры и росту инвестиционной привлекательности регионов вдоль этого транспортного маршрута.
По данным пресс-службы Тюменской таможни, в октябре 2023 г. по Северному морскому пути в Китай отправились три сухогруза со 117 тыс. тонн коксующегося угля. Экспорт был оформлен в порту Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).
Согласно оценкам Федеральной таможенной службы (ФТС), значение Севморпути для экспорта значительно возросло за последние несколько месяцев. Сообщается, что в конце 2022 г. из Сабетты отправился лишь один сухогруз с 35 тыс. тонн угля, что говорит о более чем трехкратном росте за 2023 г. Всего за этот год, по данным ФТС, на Новоуренгойском таможенном посту было оформлено более 400 сухогрузов и танкеров с суммарном грузом около 15 млн тонн.
По некоторым оценкам, общий объем доставленных по СМП грузов вырастет до 80 млн тонн в 2024 г. по сравнению с 34 млн тонн в 2022г. Отмечается, что протяженность Севморпути составляет примерно 13 тыс. км., что на 7 тыс. км короче обычного маршрута через Суэцкий канал. Это позволяет ускорить доставку грузов в среднем на 10 дней, сократить стоимость доставки и увеличить товарооборот между Россией и странами Азии.
В свою очередь, азиатские страны проявляют интерес к развитию сотрудничества с Россией по развитию инфраструктуры Севморпути и связанных с ним проектов. В ходе Российско-индийского круглого стола во Владивостоке в сентябре 2023 г, представители индийского правительства предложили «операционное сотрудничество» по развитию морского транспортного коридора между двумя странами. Предложенный совместный проект включает Восточный морской путь по маршруту Владивосток-Ченнаи, который стал бы продолжением Севморпути.
В то же время, Россия и Индия рассматривают сотрудничество в сфере кораблестроения как важную часть эксплуатации Севморпути. Отмечается, что совместные проекты могут включать строительство грузовых судов и неатомных ледоколов, и уже к 2027 г. на индийских верфях будет построено 24 корабля для российских операторов.
Таким образом, продолжающееся освоение Севморпути играет ключевую роль для укрепления экономических связей между Россией и быстрорастущими азиатскими рынками. Развитие Севморпути также несет значительную выгоду для 29 регионов России, экономически связанных с арктическим маршрутом.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики Кристиан Роуз.