Северный морской путь (СМП) становится одним из ключевых логистических маршрутов в международной энергетике по мере укрепления торгово-экономических отношений России со странами Глобального Юга. В условиях нарушения глобальных цепочек поставок, в т.ч. политических и климатических рисков в акватории Суэцкого и Панамского каналов, потенциал Севморпути как надежного и безопасного пути для международных поставок товаров будет только расти.
Исторический рейс мегаконтейнеровоза Flying Fish 1, прошедшего по Северному морскому пути в сентябре 2024 г., ознаменовал начало новой эпохи в мировом коммерческом судоходстве. Судно класса Panamax длиной 294 метра вышло из порта Санкт-Петербурга 3 сентября, вошло в акваторию СМП вблизи архипелага Новая Земля неделей позже и достигло Шанхая 26 сентября. Рейс продолжительностью около трех недель занял почти на две недели меньше, чем аналогичный маршрут из Санкт-Петербурга в Шанхай через Суэцкий канал.
Таким образом, использование Севморпути для международных перевозок несет значительную экономическую выгоду, позволяя снизить топливные и другие логистические издержки поставок на дальние расстояния. Всего по итогам навигационного сезона 2024 г. в акватории Севморпути ожидается до 20 транзитных рейсов между Россией и Китаем без использования Суэцкого канала и еще более длинного обходного пути через мыс Доброй Надежды.
Президент России В. Путин в ходе Пленарного заседания Международного форума «Российская энергетическая неделя» отметил, что «СПГ из российской Арктики стал одним из якорных, основных грузов Северного морского пути» и подчеркнул важность дальнейшего развития арктических и восточных портов, в том числе для международных перевозок.
«Мы в целом расширяем международные транспортные коридоры. К 2030 году объём перевозок по этим коридорам должен вырасти не менее чем в полтора раза по сравнению с 2021 годом», - отметил президент.
В свою очередь, успехи России и ее международных партнеров из числа стран Мирового большинства в развитии СМП отмечает и агентство Bloomberg. Западные эксперты отмечают, что Севморпуть позволяет российским экспортерам поставлять сжиженный природный газ (СПГ) на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, несмотря на санкции со стороны США и их союзников. В условиях растущей международной конкуренции за рынки сбыта и использования западными странами нерыночных механизмов конкурентной борьбы (таких как санкции), Севморпуть становится важным инструментом укрепления международной конкурентоспособности российских энергетических компаний.
«Мы обязательно продолжим развивать собственные сервисы и технологии в сфере СПГ, создавать центры по перевалке, хранению и торговле сжиженным природным газом… Мои российские коллеги знают, о чём я говорю, проблем им создают много. Конечно, это отчасти сдерживает реализацию наших планов, но они, безусловно, будут реализованы», - подчеркнул президент Путин.
Развитию инфраструктуры и укреплению надежности и безопасности Севморпути также способствует использование цифровых и спутниковых технологий. По данным российской IT-компании Sitronics Group, занимающейся развитием стратегических отраслей экономики, в акватории СМП действует система автоматического отслеживания судов. Помимо наблюдения за маршрутами атомных ледоколов и других судов, система позволяет поддерживать навигацию возможностью обмена большими объемами данных в режиме реального времени. В рамках проекта уже работает 27 спутников, их число планируется увеличить до 80 уже к концу 2024 г.
С точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, использование Севморпути поддержит развитие как нефтегазовой отрасли (за счет роста экспорта и внутреннего потребления), так и атомной и финансовой отраслей. Доля азиатских стран в энергетическом экспорте России выросла за последние годы с 39% до 60%, а доля российского рубля во внешних расчетах увеличилась в три раза и достигла 39,4% в результате «поворота на Восток». По мере увеличения международных поставок по СМП растет спрос на проводку коммерческих судов атомными ледоколами, что укрепляет глобальное лидерство России по использованию технологий мирного атома.
Помимо роста международного сотрудничества, развитие Севморпути также способствует укреплению пространственной связанности сибирских регионов в силу интеграции инфраструктуры СМП с такими проектами, как Восточный полигон железных дорог, Байкало-амурская магистраль и Транссибирская магистраль. Ожидается, что объем перевозок по международным коридорам вырастет в полтора раза к 2030 г. по сравнению с 2021 г., и необходимое для этого развитие сети железных дорог в Сибири приведет также к снижению транспортных издержек на внутреннем российском рынке. В результате, складываются более благоприятные условиях для ведения бизнеса в России при одновременном росте качества жизни как в Сибири, так и в остальных российских регионах.
Обзор подготовил ведущий инженер центра ресурсной экономики К.Б. Роуз.