Новости и события

<<< Вернуться к списку

Статья в «Науке в Сибири», посвященная Дню социолога

14 ноября 2022

К всероссийскому Дню социолога издание "Наука в Сибири" подготовило материал о социологических опросах населения "Соцопросы: как узнать мнение миллиона, опросив тысячу?". В подготовке материала участвовала ведущий научный сотрудник отдела социальных проблем Института доцент, кандидат социологических наук Татьяна Юрьевна Черкашина

 

 

Соцопросы: как узнать мнение миллиона, опросив тысячу?

К ежегодному Дню социолога в России, 14 ноября, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2021 году представил данные исследования о проведении социологических опросов на территории Российской Федерации: 85 % россиян согласны с необходимостью их проведения, 65 % опрошенных считают, что соцопросы действительно отражают мнение граждан, особенно молодежи в возрасте 18—24 лет. О том, что такое соцопросы, для чего нужны и как проводятся, расскажет «Наука в Сибири». 

Углубленное изучение общественного мнения в СССР берет свое начало с конца 1950-х годов. Темы исследований были самыми разносторонними: начиная с перспектив движения за коммунистический труд и заканчивая противостоянием Запада и Советского Союза. Примерно в это же время началось крупномасштабное изучение уровня жизни людей, включая их семейное благополучие, ценностные ориентации и социальное положение. Для получения материала были организованы социологические опросы, проведением которых изначально занимались государственные организации вроде ВЦИОМа, а ближе к 1990-м и началу 2000-х ими заинтересовались и независимые компании, в том числе «Левада-центр», «Ромир», Фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Опросы проводились с помощью бумажных анкет. Составление, печать, редактирование и обработка результатов проводились вручную и, как следствие, занимали огромное количество времени. Однако с развитием технологий на смену трудоемкой работе пришли телефонные и интернет-опросы, опросы на планшетах, проведение которых осуществляется через мобильные устройства и компьютеры.

Всё начинается с этапа определения цели исследования, будь то маркетинговый, предвыборный или другой тип опроса, а также способа его проведения. Они могут быть многосторонними: в большинстве случаев респондентам предлагается либо самостоятельно заполнить анкеты — специально оформленные списки вопросов, либо дать необходимые ответы интервьюеру или автоматизированной системе в процессе беседы. Вопросы могут быть открытыми и позволять опрашиваемому отвечать в любой удобной для него форме или закрытыми, допуская выбор одного или нескольких вариантов из готовых ответов. Тип вопроса, как и метод проведения исследования, зависит от поставленных задач, охвата целевой аудитории и ограничений, с которыми исследователь может сталкиваться в процессе сбора данных.

Разработка вопросов, позволяющих узнать мнение респондента об интересуемом объекте, имеет особую значимость в социологическом исследовании.

«Если мы хотим, например, измерить потребительские установки, — отмечает ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН доцент, кандидат социологических наук Татьяна Юрьевна Черкашина, — то мы не можем просто спросить “Каковы ваши потребительские установки?”, необходимо разложить вопрос на наблюдаемые параметры, например: “Какие продукты вы чаще всего покупаете?”, “Что вас привлекло в описании товара?” и так далее. Предварительная проверка качества вопросов проходит во время процедуры пилотажа: мы изучаем ответы первых респондентов и корректируем формулировки для следующих. С этой же целью проводятся интервью после опросов: уже в менее формальной беседе мы узнаем о скрытых мотивах и образах, возникающих в голове человека, когда он читал и отвечал на вопросы».

Необходимо разграничивать сплошное и выборочное исследования. «В первом задействован каждый участник интересующей нас совокупности, называемой генеральной, — подчеркивает Татьяна Черкашина. — Мы обращаемся к сплошной выборке в том случае, если общее число респондентов небольшое, либо в особых опросах — переписях. В выборочном исследовании учитывается только небольшая часть от всей группы — выборка. Она может быть случайной или неслучайной, если набор ее элементов осуществляется по невероятностным правилам. В телефонном опросе, к примеру, за каждым отдельным мобильным оператором и регионом закреплен свой диапазон, и мы можем, задав первые цифры, случайным образом сгенерировать набор телефонных номеров для выборки. С помощью специальных программ осуществляются автоматические звонки абонентам с исключением несуществующих, занятых и сбрасывающих номеров. Если же говорить о методах неслучайного отбора, то широко используется квотная выборка, где в качестве квотных параметров обычно выступают пол, возраст, территория проживания». Существуют также квартирные, уличные, почтовые опросы: их проведение регулируется ограничениями либо по времени, либо по финансам, либо по требованиям к выборке.

Ошибки в проектировании исследования на начальном этапе впоследствии приводят к неверным, а потому и никому не нужным результатам исследования. Социологи ориентируются на такие критерии качества, как репрезентативность и валидность. «Репрезентативность отвечает на вопрос “Кого мы будем измерять?”, можем ли перенести выборочные данные на генеральную совокупность, — отмечает Татьяна Черкашина. — Судить о том, репрезентативна ли выборка, можно по тому, во-первых, насколько соблюдены процедуры случайного отбора, при котором у каждого элемента генеральной совокупности есть шанс попасть в выборку. Во-вторых, несовпадения между характеристиками выборочной и генеральной совокупностей либо малозначительны, либо в идеале отсутствуют». Опрос будет считаться проведенным корректно, если на основе анализа выборки можно сделать вывод о закономерностях, присущих всей генеральной совокупности.

«Валидность, — продолжает Татьяна Черкашина, — с другой стороны, отвечает на вопрос “Как мы измеряем?”, это свойство инструментария, в том числе формулировки, и последовательность вопросов в анкете или интервью. Она формирует наши представления об адекватности и научной обоснованности показателей, индексов, индикаторов, вопросов и вариантов ответов в анкетах».

Точность результатов проведенного соцопроса устанавливается через определение доверительного интервала, уровня доверия. Доверительный интервал — это диапазон, в который попадают значения интересуемого нас параметра, например доля выбравших какой-то вариант ответа, а уровень доверия — это вероятность, с которой значения параметра окажутся в пределах доверительного интервала. Иными словами, уровень доверия — это степень уверенности в том, что истинное, но неизвестное значение параметра находится в этом диапазоне. Как правило, он соответствует 95 % или 99 %. Предположим, во всероссийском опросе с общепринятым размером случайной выборки 1 600 человек мы узнали, что 52 % выбрали какой-либо вариант ответа; при уровне доверия 0,95 доверительный интервал для этого параметра 48,7—55,3 %. Чтобы при заданном уровне доверия повысить точность результатов, необходимо увеличение размера выборки. Для корректировки смещений полученных данных и устранения перебора одной части выборки над другой могут использоваться весовые коэффициенты.

В настоящее время социологические опросы призваны удовлетворять потребности как коммерческих, так и государственных структур. По словам Татьяны Черкашиной, если раньше соцопросы проводились в основном в академических целях, то сейчас их большую часть составляют маркетинговые исследования, а также опросы на социальную или политическую тематику. Со стороны государства сегодня востребованы оценка деятельности органов власти, социально-политической ситуации в стране, восприятия коррупции, межнациональных и межконфессиональных отношений, качества государственных и муниципальных услуг.

Т.Ю. Черкашина:
«Кто бы ни проводил опрос, нельзя полностью быть уверенным в абсолютной правильности данных. Например, судя по результатам недавнего опроса ВЦИОМ, треть россиян уверены в том, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Но аналогичные опросы с обратной формулировкой вопроса дают совсем другие результаты», — заключает Татьяна Черкашина. Конечно, это не означает, что не нужно доверять подобным исследованиям, но всё же рекомендуется их проверять на корректность и релевантность.

На сегодняшний день соцопросы предоставляют возможность не только разрабатывать и реализовывать полезные социальные инициативы, но и полноценно использовать возможности обратной связи. Государственные органы, политические партии, общественные и коммерческие организации, для которых мнение населения играет значимую роль, посредством опросов решают массу важных задач. К ним относятся благоустройство и реконструкция парков, улучшение инфраструктуры и дорожных развязок, социально-экономические проблемы в обществе и качество жизни населения. Маркетинговые опросы позволяют лучше узнать о предпочтениях потребителей, установить наибольшую популярность товаров и услуг, повысить узнаваемость бренда, увеличить клиентскую базу. Результаты социологических опросов работают как зеркало, в котором можно увидеть объект исследования через призму общественного мнения. Иными словами, эти результаты дают возможность понять, как люди на самом деле оценивают то или иное явление и событие. Именно поэтому социологические опросы и являются одним из самых распространенных методов сбора данных в социологии.

Полина Кустова